Оценку результатам подготовки специалистов дадут работодатели

В Калининградском государственном колледже градостроительства состоялся семинар, посвященный вопросам подготовки кадров для высокотехнологичных производств. В нем приняли участие представители нескольких российских колледжей и техникумов (победителей конкурса в рамках нацпроекта «Образование»), промышленных предприятий, региональной системы образования, а также руководители и эксперты Национального фонда подготовки кадров (НФПК), с двумя из которых – Ефимом КОГАНОМ и Алексеем ПЕРЕВЕРТАЙЛО – беседовала журналист «Калининградской правды» Ирина Климович.

-Во время семинара своими достижениями делились педагоги учреждений среднего профессионального образования, получивших господдержку. Победив в конкурсе, их колледжи и техникумы стали обладателями значительных денежных средств. А какова роль НФПК в этой истории?

Е.К.: – Наш фонд, являясь негосударственной организацией, выступает оператором больших федеральных проектов, касающихся обучения и переподготовки кадров. Первым был завершившийся в 2005 году проект реформирования образования в России. Тогда на базе трех регионов – Чувашской Республики, Воронежской и Самарской областей – была сформирована система, сориентированная на социальные и экономические изменения, произошедшие в государстве. Эффективнее стали использоваться средства, деньги «пошли» за учеником, учебные заведения перестали финансироваться только за то, что они есть, некоторые перестали существовать вообще, другие объединили ресурсы. Произошла оптимизация сети. Школы стали другими – современными, с хорошей материальной базой, а зарплаты учителей выросли в несколько раз.

Затем к трем пионерам присоединилось еще около 40 регионов, Калининградская область в том числе. Эта работа дала базу для следующего этапа – национальных проектов.

А.П.: – А наш фонд стал оператором по некоторым из них: по вузам, начальным и средним профессиональным учреждениям, обеспечению Интернетом и софтом школ.

-Что же входит в круг обязанностей оператора?

А.П.: – Организационное и методическое сопровождение, обучение персонала. Не секрет, что в учреждения сети НПО и СПО оборудование не поставлялось многие годы. Теперь ситуация изменилась. Станки и приборы приобретаются на бюджетные деньги, а значит, должен выполняться 94-й Федеральный закон о закупках на конкурсной основе. Необходимо знание процедур, рисков, связанных с недобросовестными поставщиками. Мы помогаем сделать все правильно и быстро.

За каждым учреждением закреплен куратор. Общение – каждый день по телефону, через Интернет, при необходимости выезжаем на место. Вопросов возникает масса.

Как идет работа, как расходуются учреждениями грантовые средства, можно увидеть на нашем сайте в Интернете. Картина постоянно меняется. Но уже можно сказать, что к декабрю контракты со всеми поставщиками будут заключены.

В завершение – итоговая конференция с публичными отчетами каждого учреждения о реализации своей программы. В этом году она пройдет в конце ноября, конкретная дата еще не утверждена, поскольку зависит от графика работы президента страны. Более 600 представителей вузов и учреждений начального и среднего профобразования поделятся опытом участия в нацпроекте во время заседаний в Академии народного хозяйства.

Е.К.: – Мы помогаем руководителям вузов и колледжей подойти к работе по переоснащению своих учреждений осмысленно. Психология ведь какая? Говорят: давайте купим большой станок, самый-самый большой в Европе! Но нужен ли он такой? Цель проекта не в обогащении учреждения, не в бездумном его переоборудовании, а в подготовке высокопрофессиональных специалистов, соответствующих требованиям экономики.

-Можно ли уже оценить результаты этой работы?

А.П.: – Это можно будет сделать, когда на предприятия придут выпускники образовательных учреждений, получивших гранты. Будут ли они более востребованы, чем специалисты, обучавшиеся в других вузах и колледжах этого профиля, получат ли они более высокую зарплату, сделают ли они успешную карьеру?

Е.К.: – Однако, на мой взгляд, то, что проект ориентирован на изменение единичного учреждения, а не на всей системы профобразования, как, например, было со школами, – его недостаток.

-Многие российские предприятия испытывают потребность в профессиональных рабочих кадрах. Между тем вузы и колледжи продолжают выпускать специалистов, которыми уже переполнен рынок труда. Дефицит при безработице – как этого избежать?

Е.К.: – Такой диссонанс есть всегда и во всех странах. Если его нет, значит, экономика больна. Другое дело – масштабы и соотношение безработицы и потребности в кадрах. Учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов, как правило, не поспевают за динамично развивающейся экономикой. Вопрос в том, насколько быстро они могут перестроиться, адаптироваться к ситуации.

Чисто российская проблема – практически всеобщее высшее образование. Вузы «подметают» всех выпускников школ, для учреждений НПО и СПО никого не остается. Ребята учатся пять лет, выходят на рынок труда и не могут устроиться по специальности. А это – потерянные годы, разочарование.

Нужно изменить критерии приема в вузы – нельзя брать всех даже на платные отделения. Из-за слабых студентов институты часто снижают уровень требований. За дипломами – нет знаний.

А.П.: – Популяризация рабочей профессии должна осуществляться в школе, в старших классах. Нельзя всех нацеливать на вуз, как это делается сейчас. В то же время ребята должны знать, что, став рабочими-профессионалами, они будут получать хорошие деньги, смогут обеспечить семью.

Чем наша система образования отличается от западной? Там преподают те же предметы, но основная задача – научить современной жизни. Мы же будто в академию наук всех готовим. Школа не формирует людей, умеющих быстро раскрыть себя, найти свою нишу в обществе и работать при этом с удовольствием.

Вуз за рубежом – многоуровневая система. На любом этапе можно «сойти с дистанции» с сертификатом на руках, в котором написано, что умеет данный специалист и какова его квалификация. У нас – пять лет как в заточении.

Система бакалавриата тяжело приживается. Понимания нет ни у работодателей, ни у преподавателей, ни у самих студентов. Вывод – начинать обучение логичнее с лицея, колледжа, техникума. А потом можно и в институт, если есть способности и желание.
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.