Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы

Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы Прощай, кондуктор: Калининград хочет «нанять» электронику в автобусы

У обсуждаемой годами темы единого электронного билета на все виды городского транспорта открылось в среду новое дыхание. Две компании привезли в Калининград свои предложения, а чиновники заверили, что внедрить их продукцию город планирует уже в следующем году. Новинки оценил и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Презентацию свою представители белорусского завода «МАЗ» начинают с демонстрации боевой мощи выпускаемых ими автобусов и трамваев. Особенно гости напирали даже не на функционал и доступность своей продукции (стоит «МАЗ 203», в зависимости от комплектации, 8–9 млн рублей), а на ее внешний вид. «Наши автобусы способны сделать городу имиджевую часть, как и малые архитектурные формы, они украшают город», — гипнотизирует местные власти дистрибьютор.

«Были они и в Крыму, и хорошо показали себя на горной трассе», — приводит он особенно ценный для плоского, как доска, Калининграда аргумент.

В том, что презентация единой электронной системы оплаты начинается именно с рекламы белорусского автопарка, нет ничего удивительного. Во-первых, именно такие автобусы и троллейбусы напичканы представляемой сегодня электроникой в Минске. Во-вторых, город, как выяснилось, по-прежнему озабочен обновлением парка казенного «ГорТранса». Об этой идее в связи с нагрянувшим кризисом и худеющим не по дням городским бюджетом все успели как-то подзабыть.

Но мечта, как пояснил мэр Александр Ярошук, живет и здравствует. Более того, транспорта, по его словам, планируется купить столько, чтобы хватило на обеспечение всей новой маршрутной сети, которая будет отыгрываться в 2016 году.

Фактически, горвласти хотят вывести из игры всех частных перевозчиков. Мэрия надеется (и не без оснований), что те просто не потянут тотальное обновление парка. А отсутствие автохлама на колесиках будет, по словам Ярошука, главным условием участия в конкурсе.

«Не бойтесь, мы же не тупые, — успокоил прессу градоначальник. — Сидим, работаем над тем, чтобы закупить муниципальному предприятию весь транспорт, который нужен будет для обеспечения новой маршрутной сети».

На выбор перед калининградской администрацией раскладываются две разные системы электронной оплаты — московского и белорусского производства. Обе компании в унисон заявляют, что, несмотря на очевидность конкуренции между ними, они готовы работать в паре.

Белорусы предлагают установить в столице янтарного края систему, которой с 2014 года оснащен весь (8 пригородных поездов и 250 тыс автобусов, трамваев и троллейбусов) общественный транспорт Минска.

В салоне каждого автобуса, троллейбуса или трамвая мегаполиса стоят по пять специальных устройств — валидаторов. На передней площадке один и по два на средней и задней. Чтобы оплатить проезд, пассажиры прикладывают к ним бесконтактные смарт-карты, которые продаются в специализированных киосках по всему городу. Стоит такая карта в Белоруссии меньше доллара — в переводе на рубли — около «полтинника». Купить ее достаточно один раз, а затем просто пополнять баланс. При необходимости можно купить у водителя и разовый билет, правда, тогда поездка будет стоить на 20% дороже.

Гибкая система предусматривает шесть разных тарифных планов, совмещаемых при необходимости в одной карточке. Система автоматически выбирает тот, который наиболее выгоден для клиента в каждом конкретном случае. Можно, к примеру, платить за дорогу по километрам, что особенно удобно на междугородних маршрутах — тогда, первый раз прикладывая карту, ты оплачиваешь весь маршрут до конечной точки, а приложив ее еще раз на выходе — получаешь сдачу.

«Зайцев» отлавливают контролеры. Входя в салон транспортного средства (обычно втроем), они блокируют систему, чтобы безбилетник не мог ловко протиснуться к валидатору и избежать штрафа. Затем проверяется карточка каждого из пассажиров. Если она не вступала в контакт с валидатором этого автобуса (троллейбуса, или трамвая), то контрольный терминал обязательно это покажет.

«А что с льготниками?» — интересуются горвласти. Ответ у минчан заготовлен — карточки для них выпускаются именные и с фото. Стоят, правда, чуть дороже обычных, 2–3 доллара. «Один раз можно выдать и бесплатно, а потом пополнять», — подхватывает директор «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор.

Оборудовать каждый автобус пятью валидаторами стоит около 2,5 тыс евро (около 150 тыс рублей), прикидывают в уме представители администрации. Траты этим, однако, не ограничатся. Напичканные электроникой автобусы должна связать единая диспетчерская, откуда будет отслеживаться каждый работающий на маршруте автобус. В Минске на многих установлены светодиодные табло с расписанием транспорта. При желании каждый пассажир может даже выяснить, как скоро нужный ему автобус подъедет к остановке. А точно знать, где какой автобус — мысль крайне заманчивая и для мэрии.

 

У нас много жалоб, что автобус в 8 или 9 часов просто перестает ехать по маршруту и поехал к себе куда-то на базу. А еще он должен ездить, образно, до 24:00, в Прибрежный, или посёлок Космодемьянского, или на Катина. А он собрался, уехал, и у нас контроля сейчас нет.

Александр Ярошук, мэр Калининграда

«Все оборудование — вандалоустойчивое», — вытягивает из рукава последний козырь директор белорусской компании «Проток люкс» Сергей Сягло. Собравшимся демонстрируют видеоролик, на котором валидаторы подвергают различным «пыткам» — их кидают со второго этажа, стучат по ним молотком. Увидев сомнение на лицах чиновников, Сягло снимает два демонстрационных образца с креплений и с силой ударяет друг об друга, а затем вновь включает. Неприхотливая техника продолжает работать, как ни в чем не бывало.

Техника московской компании «Штрих-М» имеет одно принципиальное отличие от творения белорусов — она выдает пассажирам билеты. А федеральные законы в стране таковы, что получить его пассажир обязан — как подтверждение заключения договора о перевозке. Доступна и дополнительная опция — за 170 тыс рублей можно установить в автобусе специальный автомат по продаже билетов.

Пополнять баланс карты можно в самом автобусе, в специализированных пунктах или на остановках. В остальном принцип работы московской техники крайне похож на белорусскую. Только дороже (мысль в ходе совещания звучала неоднократно, но точную сумму почему-то не озвучил никто).

Первый комплексный проект был осуществлен в Липецке. «За проект министр транспорта наградил и главу города, и руководителей предприятий», — на свой манер завлекает калининградских чиновников москвич. Валидаторы автобусов в Вологде и Нижневартовске, где на электронные билеты перешли вслед за Липецком, уже начали принимать к оплате банковские карты.

Системы предполагают также возможность подсчета потока пассажиров — эту функцию горвласти считают особенно важной. Например, можно подсчитать точное количество льготников, прокатившихся на автобусе, и, исходя из этой информации, компенсировать затраты перевозчикам.

По данным представителей московской компании, в каждом автобусе минимум пятая часть пассажиров едет бесплатно.

Несмотря на высокую стоимость оборудования, электронная система оплаты призвана в конечном счете экономить. Во-первых, снижается число безбилетников (в обычных условиях, по данным москвичей, таких в каждом автобусе по 20–30%). Во-вторых, больше не нужно платить кондукторам. По словам представителя компании «Штрих-М», в Липецке все окупилось меньше чем за год. На зарплаты перевозчики города тратили в год по 84 млн рублей. Установив систему общей стоимостью 65 млн, они стали тратить 14 млн.

Оснастить «умными» кондукторами весь городской парк власти хотят уже в следующем году. Вопрос только в маршрутках — что делать с ними, пока не знает никто. Горожане отлично помнят, чем закончилась попытка их отменить — народ взбунтовался, в мэрии развели руками, избавились от некоторых чиновников и вернули все как было.

Чтобы получить свое место под солнцем новой схемы движения общественного транспорта, все перевозчики города должны будут установить на свой обновленный автопарк валидаторы и системы подсчета пассажиров.

 

Мы все для этого собираемся сделать, чтобы в техзаданиях для тех, кто будет участвовать в этом конкурсе, уже автобусы покупались именно с оборудованием для единого электронного билета, потому что другие варианты, как сегодня у нас существует, не устраивают никого — ни горожан, ни нас, ни налоговую инспекцию.



Александр Ярошук, мэр Калининграда

Хотя, как уже было сказано выше, частных перевозчиков в городе вообще может не остаться. Если, конечно, бюджет «потянет» и электронные билеты, и тотальное замещение всего существующего в Калининграде автопарка.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алла Сумарокова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.