У обсуждаемой годами темы единого электронного билета на все виды городского транспорта открылось в среду новое дыхание. Две компании привезли в Калининград свои предложения, а чиновники заверили, что внедрить их продукцию город планирует уже в следующем году. Новинки оценил и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».
Презентацию свою представители белорусского завода «МАЗ» начинают с демонстрации боевой мощи выпускаемых ими автобусов и трамваев. Особенно гости напирали даже не на функционал и доступность своей продукции (стоит «МАЗ 203», в зависимости от комплектации, 8–9 млн рублей), а на ее внешний вид. «Наши автобусы способны сделать городу имиджевую часть, как и малые архитектурные формы, они украшают город», — гипнотизирует местные власти дистрибьютор.
«Были они и в Крыму, и хорошо показали себя на горной трассе», — приводит он особенно ценный для плоского, как доска, Калининграда аргумент.
В том, что презентация единой электронной системы оплаты начинается именно с рекламы белорусского автопарка, нет ничего удивительного.
Но мечта, как пояснил мэр Александр Ярошук, живет и здравствует. Более того, транспорта, по его словам, планируется купить столько, чтобы хватило на обеспечение всей новой маршрутной сети, которая будет отыгрываться в
Фактически, горвласти хотят вывести из игры всех частных перевозчиков. Мэрия надеется (и не без оснований), что те просто не потянут тотальное обновление парка. А отсутствие автохлама на колесиках будет, по словам Ярошука, главным условием участия в конкурсе.
«Не бойтесь, мы же не тупые, — успокоил прессу градоначальник. — Сидим, работаем над тем, чтобы закупить муниципальному предприятию весь транспорт, который нужен будет для обеспечения новой маршрутной сети».
На выбор перед калининградской администрацией раскладываются две разные системы электронной оплаты — московского и белорусского производства. Обе компании в унисон заявляют, что, несмотря на очевидность конкуренции между ними, они готовы работать в паре.
Белорусы предлагают установить в столице янтарного края систему, которой с 2014 года оснащен весь (8 пригородных поездов и 250 тыс автобусов, трамваев и троллейбусов) общественный транспорт Минска.
В салоне каждого автобуса, троллейбуса или трамвая мегаполиса стоят по пять специальных устройств — валидаторов. На передней площадке один и по два на средней и задней. Чтобы оплатить проезд, пассажиры прикладывают к ним бесконтактные
Гибкая система предусматривает шесть разных тарифных планов, совмещаемых при необходимости в одной карточке. Система автоматически выбирает тот, который наиболее выгоден для клиента в каждом конкретном случае. Можно, к примеру, платить за дорогу по километрам, что особенно удобно на междугородних маршрутах — тогда, первый раз прикладывая карту, ты оплачиваешь весь маршрут до конечной точки, а приложив ее еще раз на выходе — получаешь сдачу.
«Зайцев» отлавливают контролеры. Входя в салон транспортного средства (обычно втроем), они блокируют систему, чтобы безбилетник не мог ловко протиснуться к валидатору и избежать штрафа. Затем проверяется карточка каждого из пассажиров. Если она не вступала в контакт с валидатором этого автобуса (троллейбуса, или трамвая), то контрольный терминал обязательно это покажет.
«А что с льготниками?» — интересуются горвласти. Ответ у минчан заготовлен — карточки для них выпускаются именные и с фото. Стоят, правда, чуть дороже обычных, 2–3 доллара. «Один раз можно выдать и бесплатно, а потом пополнять», — подхватывает директор
Оборудовать каждый автобус
У нас много жалоб, что автобус в 8 или 9 часов просто перестает ехать по маршруту и поехал к себе
Александр Ярошук, мэр Калининграда
«Все оборудование — вандалоустойчивое», — вытягивает из рукава последний козырь директор белорусской компании «Проток люкс» Сергей Сягло. Собравшимся демонстрируют видеоролик, на котором валидаторы подвергают различным «пыткам» — их кидают со второго этажа, стучат по ним молотком. Увидев сомнение на лицах чиновников, Сягло снимает два демонстрационных образца с креплений и с силой ударяет друг об друга, а затем вновь включает. Неприхотливая техника продолжает работать, как ни в чем не бывало.
Техника московской компании
Пополнять баланс карты можно в самом автобусе, в специализированных пунктах или на остановках. В остальном принцип работы московской техники крайне похож на белорусскую. Только дороже (мысль в ходе совещания звучала неоднократно, но точную сумму
Первый комплексный проект был осуществлен в Липецке. «За проект министр транспорта наградил и главу города, и руководителей предприятий», — на свой манер завлекает калининградских чиновников москвич. Валидаторы автобусов в Вологде и Нижневартовске, где на электронные билеты перешли вслед за Липецком, уже начали принимать к оплате банковские карты.
Системы предполагают также возможность подсчета потока пассажиров — эту функцию горвласти считают особенно важной. Например, можно подсчитать точное количество льготников, прокатившихся на автобусе, и, исходя из этой информации, компенсировать затраты перевозчикам.
По данным представителей московской компании, в каждом автобусе минимум пятая часть пассажиров едет бесплатно.
Оснастить «умными» кондукторами весь городской парк власти хотят уже в следующем году. Вопрос только в маршрутках — что делать с ними, пока не знает никто. Горожане отлично помнят, чем закончилась попытка их отменить — народ взбунтовался, в мэрии развели руками, избавились от некоторых чиновников и вернули все как было.
Чтобы получить свое место под солнцем новой схемы движения общественного транспорта, все перевозчики города должны будут установить на свой обновленный автопарк валидаторы и системы подсчета пассажиров.
Мы все для этого собираемся сделать, чтобы в техзаданиях для тех, кто будет участвовать в этом конкурсе, уже автобусы покупались именно с оборудованием для единого электронного билета, потому что другие варианты, как сегодня у нас существует, не устраивают никого — ни горожан, ни нас, ни налоговую инспекцию.
Александр Ярошук, мэр Калининграда
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter