Как помочь детям, имеющим речевые проблемы

Как показывают психолого-педагогические мониторинги, в нашей стране ежегодно на два-три процента увеличивается количество первоклассников, имеющих речевые патологии. Недавно в Калининграде прошли педагогические чтения на тему «Роль логопеда в сохранении чистоты и богатства русского языка». Один из докладов сделала учитель-логопед высшей категории Светлана БЕРЕЗЯНСКАЯ, специалист гимназии № 32, ставшая в этом году лучшей по профессии в областном центре. С ней беседует обозреватель «Калининградской правды» Ирина Климович.

- Светлана Валерьевна, как правило, ребят с речевыми проблемами выявляют еще в детских садах. Там с ними работают логопеды. Выходит, они не успевают помочь ребенку до школы?

- Чем раньше начаты занятия, тем лучше. Тогда многие речевые патологии удается устранить за два-три года. Однако не во всех детских садах есть логопедические группы и логопедические пункты, а некоторые ребята вообще не посещают дошкольные учреждения. К тому же бывают случаи, когда родители даже не могут получить консультацию у специалиста: к примеру, на мои занятия приходил ребенок из офицерской семьи, они долгое время жили в отдаленном гарнизоне, только перед самым поступлением мальчика в первый класс переехали в Калининград.

- От каких «болезней» вам приходится в основном «лечить»?

- У моих подопечных, как правило, трудности с восприятием буквенных знаков. Они путают их при письме, не могут сложить в слова. Читают, запинаясь, пишут с ошибками. Им трудно понять условия математической задачи, пересказать текст.

- Удивительно, мне казалось, что сейчас в первый класс приходят уже читающие и пишущие ребята…

- Это действительно так, как правило, только два-три ребенка составляют исключение. Программа сложная, и лучше, если в школу поступают подготовленные дети. Однако по большому счету не важно, умеют ли они читать и писать, главное, чтобы у ребенка был сформирован фонематический слух (слышал все звуки в слове), чтобы он имел богатый словарный запас, чувствовал лексико-грамматические взаимодействия слов, например, умел правильно подобрать окончание. Если он научился узнавать образы зверей, каких-то предметов, то сможет узнавать и запоминать буквы, а потом выстраивать их в слова.

Кстати, родители, чьи дети будут поступать в нашу гимназию № 32 в следующем году, могут прийти ко мне на консультацию. Думаю, им пригодятся мои советы.

- Ну а сами ребята, посещающие ваши занятия, понимают, насколько это для них важно?

- Некоторые трудятся вполне осознанно, но большинство – не слишком. Ведь нарушение речи возникает не само по себе, это результат физической или психологической травмы. У таких ребят, как правило, слабая эмоционально-волевая сфера, нет мотивации на учебу. Сложно сфокусировать их внимание, приходится идти на хитрости – придумывать интересные задания, игры.

Когда удается наладить контакт с ребятами, вижу их успехи – испытываю удовлетворение.

- А как случилось, что выбрали именно эту профессию?

- Я логопед во втором поколении: мама всю жизнь проработала по этой специальности в поликлинике. Однако по первому образованию я биолог. Училась в КГУ, теперь это РГУ имени Канта. А Московский открытый гуманитарный университет окончила, чтобы помочь своей дочери – были логопедические проблемы. Сейчас – все хорошо. Когда родился сын, я уже была во всеоружии. Оба ребенка получили травмы при рождении – из-за кесарева сечения. Эта операция никогда не проходит для малышей бесследно, из-за быстрой смены давления они получают «удар».

- Что еще может быть причиной речевой патологии?

- Алкоголизм и курение родителей, их неврозы, злоупотребление фармацевтическими препаратами, некачественное питание женщины во время беременности. Общее ухудшение экологии тоже сказывается.

-Если нарушения незначительные, могут ли родители обойтись без помощи специалиста?

- Проконсультироваться обязательно нужно. Но всем без исключения мамам могу посоветовать больше общаться с малышами: разговаривать, петь песенки, показывать картинки. Особенно это полезно для детей раннего возраста, когда мать – главный учитель.
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.