Цены на импортную продукцию могут подскочить на 20–50%

Удешевление рубля, происходящее уже несколько месяцев, приведет к росту цен на импортную продукцию на 20–50% в ближайшее время, полагают эксперты. До недавнего времени распродавались товары, закупленные ранее, да и ритейлеры пытались сдерживать рост цен в условиях падения спроса. Но эти резервы исчерпаны. Вслед за импортом вверх потянутся цены и российских производителей.

С ноября, когда российский Центробанк объявил о начале плавной девальвации рубля, доллар подорожал в России на 28,63%, евро – на 31,16%. Но хотя в российском потреблении велика доля импорта, цены в магазинах пока скромно отреагировали на подорожание валюты. За ноябрь – январь потребительская инфляция в России составила лишь 3,5%.

«Товары на продукты импортного производства должны дорожать обратно пропорционально снижению рубля по отношению к валюте страны производителя, с небольшим лагом – это время, которое необходимо для реализации ранее закупленной партии товаров», – говорит директор по работе с институциональными инвесторами UFG Алексей Илюхин. «В некоторых отраслях есть достаточно крупные товарные запасы», – соглашается Валерий Миронов из Центра развития.

К тому же ритейлерские сети, чтобы не отпугнуть покупателей, были вынуждены стараться сдерживать рост цен. «В случае принятия новых цен мы просто отпугнули бы наших покупателей, что тут же привело бы к крайне негативной реакции, отторжению с их стороны. Этого мы не можем себе позволить», – заметил заместитель коммерческого директора направления food компании «Лента» Лукашкин.

Но теперь эти резервы сдерживания роста цен исчерпаны.

«Предложение по увеличению закупочных цен от поставщиков мы стали получать в ноябре – декабре, примерно на 20% – они тем самым попытались «отбить» свои потери от курсовой разницы. В январе предложение от поставщиков содержало запрос на еще 10–20-процентное увеличение цен, то есть они начали закладывать валютные риски в цену», – рассказывает Лукашкин.

К тому же девальвация привела к срыву поставок многих импортных товаров. «В связи с резкими валютными колебаниями многие импортеры начали испытывать недостаток ликвидности. Так как банки отказались выдавать кредиты, компании были вынуждены оплачивать товар из личных средств, но не все могли это сделать, что привело к срыву поставок», – говорит директор по продажам логистической компании «Альбатрос Карго» Юрий Попов. Рост рисков поставщики перекладывают на покупателя, что вместе с сокращением конкуренции еще больше подталкивает цены вверх.

«Дистрибутор на себя теперь берет большие риски, поскольку покупает лекарства в долларах, а продает в аптеки в рублях (здесь снова возникает валютный риск), также дистрибутор кредитуется под большие проценты. Все это приводит к подорожанию товаров», – объясняет исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина.

Большинство поставщиков и представителей сетей отказались отвечать на вопрос «Газеты.Ru», когда и на сколько вырастут цены на те или иные товары, под тем предлогом, что информация может стать известна их конкурентам. Но в целом тренд уже определен, признают они:

повышение цен на 20–50% на импорт произойдет в ближайшее время. «Основной скачок цен на ввозимые товары будет в марте»,

– прогнозирует директор «Ашан-Коммунарка» Эммин Рустамов. Он затронет порядка 70% наименований товаров зарубежного производства, подсчитал Илюхин.

Продукты питания

Один из основных ударов по кошельку россиян нанесут продукты питания. «Ценовой уровень задаётся импортёрами. Начиная с 2009 года многие из них привязали стоимость мяса к курсу валют», – говорит представитель «Мясного союза» Николай Бирулин. Так, куриное мясо, доля импорта которого составляет 30–35% от общего потребления, только с начала января подорожало более чем на 5%. Особенно большим был рост цен на птицу из США, подсчитала аналитик ИКАР Ирина Антушева. Подобным же образом обстоит дело с ценами на другие виды мяса: на импортную продукцию приходится приблизительно тот же процент потребления.

«Общий рост цен на мясо может составить в феврале – марте до 10%»,

– полагает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Такое же положение и на рынке вина. «В 2008 году только около 30% рынка обеспечивалось отечественными производителями. Остальная продукция либо завозится в готовом виде (тоже порядка 30%), либо производится из зарубежных виноматериалов (основные поставщики – Испания и Аргентина), поэтому стоит приготовиться к ее удорожанию», – рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Это может привести к дальнейшему сокращению доли вина в потреблении россиян, которое и без того весьма очень невелико (если в 1985 году потребление на душу населения составляло 20 литров в год, то сегодня 5,5). Население будет переходить на более дешевые и высокоградусные напитки и фальсификат, уверен директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя.

«Свежие овощи и фрукты непременно подорожают, так как запасы отечественной продукции у производителей зачастую заканчиваются уже в феврале и на российском рынке превалирует импортная продукция», – ожидает Лукашкин.

На молочную продукцию эксперты также ожидают роста цен в феврале – марте. «В январе сильного подорожания не происходило, поскольку распродавались старые запасы. Основной рост придется на ближайшее время за счет повышения цен на сухое молоко, которое импортируется из Украины, Прибалтики и других сопредельных стран.

Но поскольку в этих странах также сильно ослабли валюты, цены на молоко вырастут лишь на 3–5%»,

– утверждает Тюрина.

Лекарственная продукция

Резко подорожают лекарства. Доля импорта здесь составляет от 70% до 75%. Только в первом полугодии 2008 года объем импорта фармпродукции в Россию составил $4,5 млрд против $2,9 млрд за аналогичный период прошлого года. «Подорожание уже происходит. Картина пестрая по регионам. Например, представители Северо-Западного федерального округа заявляют, что у них цена за три месяца выросла всего на 1,8%, тогда как некоторые эксперты говорят, что в целом по России цены выросли на 20%», – отмечает Неволина.

Представители розничных аптекарских сетей соглашаются с названной экспертом последней цифрой.

«В течение последних месяцев дистрибуторы повышают цены на некоторые группы товаров, это в основном лекарственные средства импортного производства. Цены растут где-то на 4–5 % в месяц»,

– сообщает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «Аптечная сеть 36,6» Ирина Лаврова.

Прогноз экспертов неутешителен: подорожание лекарств продолжится. Насколько сильным оно будет, зависит от роста бивалютной корзины. «Аптечные сети, с одной стороны, находятся под давлением поставщиков, которые вынуждены поднимать цены, чтобы минимизировать риски, с другой стороны, снижение покупательской способности не позволяет аптекам поднимать цены в той же мере. Однако стоимость лекарств для конечного потребителя будет вынужденно повышаться», – констатирует Лаврова.

Бытовая техника и электроника

Подорожание доллара и евро сильно скажется и на ценах на бытовую технику и электронику. «Наши поставщики повысили закупочные цены из-за падения курса рубля», – говорит PR-менеджер компании «Эльдорадо» Антон Пантелеев. «Мы ожидаем роста розничных цен, так как товаропроизводители уже объявили о повышении цен», – соглашается с конкурентом вице-президент по стратегии компании «Техносила» Леонид Тюкавкин.

В «Эльдорадо» ожидают повышения цен на свои товары от 10 до 20% уже в феврале 2009 года. О том же говорят продавцы мобильных телефонов.

«В ближайшее время цены на аппараты вырастут на 10–15%»,

– рассказала PR-директор ГК «Связной» Елена Ноготкова. «Мы также ожидаем повышения цен на телефоны в начале весны 2009 года», – отметила пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова. По ее словам, назвать цифры сейчас сложно, так как переговоры с вендорами еще ведутся.

«Пока все контракты на поставку бытовой техники и электроники проплачены (срок предоставления товарных кредитов российским дистрибуторам импортных товаров составляет от 45 до 90 дней), однако к марту ситуация может ухудшиться», – указывает генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова.

В итоге рынок может начать постепенно возвращаться в 90-е годы. Вице-президент по стратегии компании «Техносила» полагает, что

сложившаяся ситуация на потребительском рынке может привести к активизации продаж на «полулегальных» базарчиках, где продавцы не будут столь принципиально, как крупные федеральные сети, подходить к вопросу «происхождения» товара.

Свои подтянутся

Впрочем, ослабление национальной валюты дает шанс отечественным производителям. Но для того, чтобы они его использовали, нужны дополнительные условия, в первую очередь возможность получить рублевые кредиты. Здесь без помощи государства не обойтись, уверен генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. «Кроме того, необходимо развитие опять-таки за счет государственных средств инфраструктуры (дорог, транспорта) и базовых производств (сырье). Помимо этого, у российских производителей слабо развита конкуренция, поэтому непременным условием выделения кредита должно быть сокращение издержек производства на предприятии, совершенствование технологий, улучшение качества», – перечисляет эксперт.

Пока же российские предприятия используют подорожание продукции зарубежных конкурентов по-другому – повышая цены. «Например, «АвтоВАЗ» недавно объявил о повышении цен на 2,5%, иными словами, стал проедать ту фору, которую создала для него девальвация и введение пошлин»,

– отмечает Миронов. Рост цен российских производителей отмечают и представители ритейлеров. Впрочем, часто это имеет оправдание: многие наши производители работают на импортном сырье, провоцирует рост цен и общая инфляция.
Источник: Газета.Ru

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.