Прибалтийский акцент

На улицах звучит русская речь. Но водители по-европейски уступают дорогу пешеходам. Приветливые люди и климат, по-немецки аккуратные газоны - но по-русски неаккуратные дороги. Европа проступает в Калининграде сквозь Россию, как гранитная брусчатка - через проплешины в асфальте. Или все-таки - Россия сквозь Европу?
------------------------------------------------------------
По утрам под окнами моей маленькой, на 5 номеров, гостиницы на тихой окраине города поют петухи. Типичный дом довоенной постройки, каких в округе - сотни. Скрипучая винтовая лестница. Гравюры на стенах. Степенная атмосфера, европейский сервис. Русские хозяева. На мой вопрос, откуда традиции, хозяйка гостиницы, Надежда, недоуменно пожимает плечами: "Так принято. Кем? Наверное, теми, кто жил в этом доме до нас".

Немецкая волна

Не так давно пожилые немцы приезжали в Калининград целыми автобусными караванами - посмотреть на свои бывшие дома. Найдя через 60 лет родные очаги в целости и сохранности, гладили стены, плакали, трогательно знакомились с новыми хозяевами - без всяких к ним претензий. Однако русские все равно решили, что немцы присматриваются к своим "историческим территориям" и осуществляют "ползучую экспансию". Но сегодня ясно, что слухи о коварстве иноземцев сильно преувеличены: ностальгический туризм сходит на нет. Экономическое участие Германии в судьбе Калининградской области также весьма сдержанное: из 2189 здешних СП лишь в 358 вложены немецкие деньги.

- Немцы? Вернутся? В Калининград? Они что, дураки? - смеются прохожие, молодые парни. - Зачем им проблемы? Посмотрите, как они живут и как - мы. Чтобы привести здесь все в порядок, нужны, наверное, миллиарды евро (здесь у.е. - только евро, никаких долларов. - А.В.).

Ребята знают, что говорят: почти каждый житель области хотя бы раз в жизни видел Европу своими глазами, на Запад калининградцы ездят-летают-плавают в два раза больше, чем на Восток, в Россию.

Прусские русские

Все они здесь - иммигранты. Первая, послевоенная волна -это теперь уже коренные жители. Вторая, в основном военные и рыбаки, накатила в 1970-1980-х годах. Третья (беженцы фактически) хлынула после распада Союза и не иссякла до сих пор.

После войны вплоть до 1960-х годов обсуждался вопрос о возвращении региона под немецкую юрисдикцию. Поэтому лежащий после войны в руинах Кенигсберг не восстанавливали целых 15 лет: вдруг возвращать? А потом взяли и застроили бывшую столицу Восточной Пруссии до боли нам всем знакомыми "коробками". Поэтому сегодня калининградцы любят только свой "немецкий" город. Кафедральный собор, могила Канта, германские форты и знаменитый кенигсбергский зоопарк - у калининградских собственная гордость. И Европа им не указ.

По словам директора Калининградского социологического центра Сергея Цыпленкова, всего 5% жителей обдумывали возможность передачи региона под юрисдикцию другого государства. Остальные 95%, надо полагать, об этом не задумываются вовсе. Формально они - граждане России. Но и за вопросы типа: "Чувствуете ли вы себя гражданином великой державы - России?" - в Калининграде запросто можно получить в глаз.

- Чувствую. Еще как. Особенно в очереди за транзитной визой, - говорит сотрудница туристического агентства Наталья. - И еще чувствую, что великой державе России совершенно наплевать на мои проблемы.

Туда-сюда

Когда 10 лет назад до Калининградской области докатилась гайдаровская реформа, разоренные жители приграничных городов бросились торговать: у поляков и литовцев традиционно высокий спрос на наши дешевые сигареты, водку и бензин. "Бизнес на мосту" (через Неман) приносил неплохие деньги, пока со вступлением Польши и Литвы в Евросоюз его не прикрыли. В прошлом году учителя школы пограничного с Польшей Багратионовска попросили у местных властей автобус - ездить к соседям. И честно предупредили: не детишек на экскурсии возить, а торговать.

Здесь не любят митинги. Но когда в январе 2001 года Кремль решил прикрыть калининградскую свободную экономическую зону, на центральную площадь города вышло свыше 8000 человек. Хотя до этого собиралось человек 500 максимум. Результаты последних выборов Путина в Калининградской области: у ВВП на 1,5% меньше голосов, а явка избирателей на 10% ниже, чем в среднем по России. Правда, губернатор "янтарного края" Владимир Егоров сообщил корреспонденту "Профиля", что "вопросы жизнеобеспечения региона находятся в центре внимания и президента страны, и правительства РФ, и областного руководства". "Федеральная программа развития Калининградской области на период до 2010 года работает без срывов, - радуется Егоров. - Улучшилось авиационное сообщение с Россией: если в прежние годы из Калининграда в Москву летало 3-4 самолета, то сейчас - 10".

Понаехали тут

При этом людям надо не только летать и ездить, но и куда-то возвращаться. Сейчас в Калининграде и области более 35 тыс. человек стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Престижные когда-то довоенные дома (немецкое качество!) сегодня обветшали и превратились почти в бараки (по европейским стандартам). Хотя и настоящих бараков хватает. Председатель стройкомитета обладминистрации Анатолий Бурьянов говорит, что только на первоочередное строительство типового жилья и расселение аварийного фонда требуется 1100 квартир и порядка 1 млрд. рублей.

Новое жилье в Калининграде, конечно, строят. Элитное. Коттеджи в германском стиле и многоквартирные дома: $800-1000 за кв. м. В 2003 году недвижимость в Калининграде подорожала на 30%. В январе-апреле 2004-го - еще на 10%. При этом средняя зарплата в Калининграде - 4900 рублей. Так что основные покупатели - из Москвы и нефтяной Сибири, готовые раскошелиться на мягкую балтийскую зиму и немецкий пейзаж за окном. Для них, видно, и запускают новые авиарейсы из Москвы.

Проблемы со связью

В мае в Калининграде, как и во всей России, в очередной раз подорожал бензин: литр Аи-92 стоит 13 рублей 90 копеек (для сравнения: на трассе Москва-Нижний Новгород во Владимирской области за литр Аи-92 просят в среднем 11 рублей, а в столице - около 12 рублей). Бензин, как, впрочем, и другие энергоносители, в Калининградскую область ввозится из континентальной России.

Новые правила, введенные на польской и литовской границах по требованию Евросоюза, много раз аукнутся жителям эксклава. Подорожавшие местные товары будет труднее продавать в России. А это важно: в прошлом году калининградский экспорт на Запад составил $663,7 млн., а в Россию - $1117,8 млн. На калининградском рынке соответственно, подорожают российские товары, которые везут через европейские теперь границы. Уже сейчас сократился грузовой железнодорожный транзит из Калининграда через Литву в Россию. По оценке специалистов-железнодорожников, потери грузов при погрузке на калининградском направлении по результатам месяца составили более 88 тыс. тонн.

Через год в Калининграде будут отмечать 750-летие Кенигсберга и 60-летие Калининградской области. Губернатор доволен: на юбилейные деньги можно будет много чего поправить в городском хозяйстве.

Вряд ли пруссы 750 лет назад подозревали, что помогут будущим поколениям русских менять водопроводные трубы.
Источник: Профиль

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.