Трамвай в историю: зачем и куда горвласти убрали рельсы с улицы Тельмана

Все новости по теме: Транспортные проблемы

Во вторник городские власти заявили о скором прекращении трамвайного движения в районе острова Октябрьский из-за ремонтных работ на Высоком мосту. К маю 2017 года оно должно быть восстановлено. Перспективы возобновления движения трамваев по улице Тельмана, несмотря на заявления главы администрации Александра Ярошука о сохранении и развитии электротранспорта в этой части города, более туманны. «Новый Калининград.Ru» отследил историю его переменчивых обещаний и их печальный, но закономерный итог.

Поводом для возобновления разговоров о полном прекращении трамвайного движения в городе стали начавшиеся в феврале работы по дальнейшему демонтажу рельсов на улице Тельмана. В конце августа принадлежащее депутату горсовета Калининграда Сергею Григоренко ЗАО «Дорожно-строительное предприятие» в рамках выигранного контракта уже убрало первую часть трамвайных путей на участке от ул. А. Невского до ул. Островского, уложив на их место новый асфальт. Что стало после демонтажа с рельсами, принадлежащими МП «Калининград-ГорТранс», доподлинно не известно. Вполне вероятно, часть из них была использована для завершавшейся в спешном порядке тем же «Дорожно-строительным предприятием» реконструкции 9 Апреля.

В феврале, по информации заместителя главы администрации Сергея Мельникова, разбором путей уже занимался их собственник, МП «Калининград-ГорТранс». Демонтировались менее изношенные рельсы для последующего текущего ремонта в других частях города. В том же ответе на официальный запрос «Нового Калининграда. Ru» глава комитета городского хозяйства еще раз напомнил о том, что все рельсы и шпалы на улице Тельмана отработали свой ресурс, а их полная замена потребует колоссальных бюджетных затрат. Ни в августе, ни в феврале калининградские чиновники не называли сроков, когда в городской казне появятся первые средства на восстановление трамвайных путей в этой части города. Заместитель главы города Сергей Мельников лишь уточнил: «В муниципальной программе «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа „Город Калининград“ на 2015–2018 годы средства на данные мероприятия не предусмотрены».

По мнению главы города Александра Ярошука, трамвай на Тельмана если и вернется, то только после 2020 года. Об этом он заявил в прошлом сентябре. «Я вето наложил на земельный участок на кольце, потому что мы рано или поздно все равно его будем задействовать, именно как кольцо трамвайное. Но это, поверьте, будет не в ближайшие 5 лет. Мы просто оставили все пути, чтобы потом, когда появятся деньги в бюджете, восстановить полностью все рельсы, всю контактную сеть, которая сейчас в ужаснейшем состоянии».

Никому не нужен

_NEV3159.jpg

Первые разговоры о ликвидации трамвайных путей на ул. Тельмана начались еще в 2008 году. В августе в публикации «Российской газеты» корреспондент Елена Нагорных писала о планах городских властей по снятию рельсов на улицах Тельмана, Пролетарская, Октябрьская.

Эти планы начали осуществляться только в 2012 году. В мае из-за ремонта дороги и перекладки брусчатки движение по первому маршруту было приостановлено. Операция по ликвидации «единицы» сопровождалась кампанией по дискредитации всего трамвайного движения в городе. Летом чиновники различных ведомств, в том числе и глава города Александр Ярошук, регулярно заявляли о его убыточности.

Вопрос с движением на Тельмана, в том числе и трамвайным, из инфраструктурного быстро перерос в общественно-политический. На дворе были выборы, каждое лыко было в строку Ярошуку, мэр собирал вокруг себя разные общественные советы и исполнял ритуальные танцы, дабы показать свою прогрессивность и открытость. В июле во время объезда города с инициативной группой горожан он сообщил, что трамвайный маршрут приносит убытки, потому что «в нем ездят всего три человека», поэтому он будет закрыт. В то же время он пообещал обсудить вопрос о том, чтобы трамвай № 1 ходил по Тельмана утром и вечером — в часы пик, когда жители города добираются на работу и с работы.

Еще раньше, в июне, глава города рассказал, что трамвайное движение на улице Тельмана ежегодно опустошает казну на 35 млн рублей, и поэтому будет закрыто. «После демонтажа трамвайных путей появится еще одна полоса — пусть подрядчики думают, как ее реконструировать, чтобы выложить брусчаткой», — уточнил градоначальник.

За неделю до этого выезда глава «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор заявил, что убытки от трамваев составляют 44 млн рублей в год, а каждый трамвай маршрута № 1 ежедневно приносит 16 тыс рублей убытков.

Напомнил о нецелесообразности расходов на восстановление трамвайного движения Александр Ярошук в сентябре 2015 года, когда завершился первый этап демонтажа рельсов на улице Тельмана. Во время пресс-конференции он заявил, что необходимости возвращать трамвайный маршрут № 1 сейчас нет. «На Тельмана вообще никто не ездил, потому что там частный сектор и никому ваш трамвай там не нужен. Мы же не просто так принимали решение. 150 млн рублей надо, чтобы контактную сеть, и 90 или 120 млн — рельсы переложить надо. Ездило утром аж 15 человек и вечером аж 15. И днем 3 человека», — уточнил глава города.

Отметим, что, по данным главы «Калининград-ГорТранса» Анатолия Мухомора, восстановление контактной сети и замена рельсов в городе обойдется бюджету в 700 млн рублей. В июле 2012 года он сообщал, что на запуск трамваев только на улице Тельмана потребуется 300 млн рублей.

По мнению главы горсовета Андрея Кропоткина, демонтаж путей на улице Тельмана — это временное и вынужденное решение, которое не отменяет сохранения трамвайных путей и экскурсионного маршрута в будущем. «Это была бы изюминка данного района, центральной части города. Башня Врангеля, Верхнее Озеро, парк „Юность“ историческая архитектурная застройка на улице Тельмана, Гоголя, а потом Пролетарская, горожане и гости города могли бы посмотреть на эту часть города с другой стороны. Только накануне обсуждали на градостроительном совете развитие данной территории. После реконструкции Центрального рынка, приведения в порядок „Башни Врангеля“, этот туристический маршрут очень хорошо впишется в этот район», — отметил председатель городского Совета депутатов.

Исторические перспективы

_NEV3164.jpg

3 года калининградцы, заинтересованные в сохранении трамвайного движения, жили надеждой, которую вселил глава города Александр Ярошук летом 2012 года, пообещав сохранить на улице Тельмана рельсы для запуска экскурсионного маршрута. Тогда представители инициативной группы, участвовавшие вместе с главой города в осмотре старых трамвайных путей, предложили организовать «не просто экскурсионный маршрут, а трамвай-ресторан для жителей и гостей города». В тот момент идея появления еще одного экскурсионного маршрута горожанам не казалась такой уж нереалистичной. Ведь в июне этого года был реализован первый подобный проект. Трамвай пошел по маршруту Южный вокзал — гостиница «Калининград — площадь Победы — площадь Василевского — Дом быта — Художественная галерея — ул. Октябрьская — ул. Багратиона — Ленинский проспект — Южный вокзал.

В июне 2015 года, в день празднования 120-летия начала трамвайного движения в Калининграде, мэр города Александр Ярошук вновь заявил о намерении сохранить его часть на улице Тельмана для последующего запуска экскурсионного маршрута.

«После долгих дискуссий я принял решение сохранить трамвайные пути на улице Тельмана и на проспекте Победы. Да, у нас были планы убрать рельсы с Тельмана и сделать там велосипедную дорожку, убрать трамвай с проспекта Победы, чтобы расширить дорогу для автотранспорта. Ничего этого не будет. Там, где еще сохранились трамвайные пути, мы не будем их убирать», — отметил градоначальник.

Напомним, что уже через два месяца после этих заявлений рабочие ЗАО «Дорожно-строительное предприятие» начали выламывать и увозить в неизвестном направлении первую часть трамвайных путей.

Приговор

_NEV3160.jpg

Приговор первому маршруту, несмотря на все последующие праздничные обещания, глава города Александр Ярошук вынес еще в апреле 2015 года. В конце месяца он объявил, что городские власти не намерены возобновлять движение трамваев по улице Тельмана и проспекту Победы.

«Первый маршрут, который был по Тельмана, не будем делать, потому что он нерентабельный. Ездит 3 человека, а вложить сегодня, чтобы его запустить — потому что Роспотребнадзор выписал предписание, потому что он небезопасный стал, надо рельсы поменять, — мы считали в тех деньгах: надо 249 млн и контактную сеть надо 158 млн. И ради этих трех человек… потому что там все особняки, а дальше тупик, там завод „Балткран“, им никто не пользовался, он никому не нужен был», — пояснил Ярошук.

Такая же судьба, по словам градоначальника, ждет трамвайный маршрут на проспекте Победы. «Точно такая же ситуация — вложить по 300–400 млн рублей, а им никто не ездил, а он еще плюсом генерировал 50–60 млн нам убытков, предприятию», — сказал мэр Калининграда.

Два оставшихся трамвайных маршрута — № № 3 и 5 — власти намерены развивать. «Уже делаем проект в этом году по выделению в отдельные линии. И наша задача — увеличить с 5 километров, как метро, только наземное, до 40 километров. Это ряд надо сделать работ, проектных решений. Что Ленинский, что Советский и Черняховского, будем его выделять в отдельную линию», — добавил Александр Ярошук.

Для развития маршрутов планировалось начать закупать новые трамваи, чтобы к моменту проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года успеть полностью заменить парк техники муниципального предприятия. Осенью 2014 года речь шла о покупке 35 машин российского или белорусского производства. Однако к февралю 2016 года ни одного трамвая в город не поступило.

К этому же времени городские власти не успели откорректировать и проект Генерального плана Калининграда до 2035 года, в котором до сих пор присутствует трамвайная линия на улице Тельмана. Видимо, еще надеются. «Трамвайный маршрут закрыли и правильно сделали. Потом, конечно, когда город будет богаче, там расстроятся эти кварталы — надо оставить этот путь», — отметил глава города в сентябре 2015 года.

Действительно, битвы за сохранение трамвая в городе — это перспектива не ближайших лет. Она развернется после окончания мирового футбольного праздника. «Трамвай, безусловно, нужен городу, — считает председатель горсовета Андрей Кропоткин. — Более эффективного и экологичного вида транспорта пока не придумали, особенно если он едет по выделенной полосе, а скорость движения составляет 70-80 км в час. Недавно мы проехали с директором «Калининград-ГорТранса» от Южного вокзала до Музея янтаря за 6 минут. После этого вопросы о необходимости такого транспорта, конечно, ушли. Он нужен и важен для города. Трамваи нужно закупать, транспортно-маршрутную сеть с учетом их сохранения развивать. По этому пути пошли многие европейские города, тот же Гданьск нарастил на 30% трамвайную сеть», — пояснил Андрей Кропоткин.

Пока же у городских властей больше болит голова не о модернизации трамвайных путей или покупке новой техники, а о том, как успеть приобрести в лизинг 100 автобусов или увязать действующую транспортную схему и многочисленные стройки к ЧМ-2018. В любом случае трамваем всегда можно пожертвовать. Калининграду с нищенским бюджетом не до европейских урбанистических практик, в которых быстрый и бесшумный электротранспорт играет заметную роль по уменьшению пробок и улучшению экологической обстановки. Тем более выборы-то уже прошли — а вместе с ними и предвыборные обещания каким-то там инициативным группам.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.