Кому невыгодны калининградские нефтетерминалы ?

И к гадалке, как говорится, не надо ходить, чтобы предсказать, что усиление экономической мощи России не доставит радости ее конкурентам, которые будут пытаться сделать все возможное, чтобы этого не произошло. Причем, нашими же руками…

Подтверждение тому - недавняя беспрецедентная по масштабам кампания против строительства «ЛУКойл-Калининградморнефть» морской платформы на нефтяном месторождении Д6 на российском шельфе Балтики, развязанную под благовидным предлогом защиты расположенного неподалеку Национального природного парка «Куршская коса». Развернули ее тогда активисты так называемой международной общественной организации «Экозащита», пугая не столько соотечественников, сколько западных соседей жуткими катаклизмами, которые непременно должны разразиться в случае реализации этого выгодного для нашей страны проекта. Заключения авторитетных
экспертов о его абсолютной безопасности для окружающей среды, благодаря применению современных и даже – уникальных, превосходящих западные аналоги, технологий добычи и транспортировки нефти, отвергались доморощенными экологами, что называется, с порога. Потому как главной целью этой дорогостоящей акции, явно проплаченной из-за рубежа, было не допустить прирастания нефтяного потенциала Калининградской области. И они эти деньги с лихвой отработали: экологически «озабоченная» Европа так достала всех своими опасениями за судьбы экосистемы Балтийского моря и заповедника, что МЧС РФ даже провело международные учения по самому что ни есть маловероятному катастрофическому сценарию - отражению нападения «террористов» на эту платформу и ликвидации его последствий, которые наглядно показали западной общественности, что Россия не меньше соседей заботится о природе и умеет ее защищать. В итоге, «номер» не прошел – сегодня нефтяная платформа работает, принося выгоду не только «ЛУКойлу», но и региону, получившему не лишние дополнительные налоги в свой бюджет.

Тут впору сказать о своевременности принятия Госдумой закона о неправительственных общественных организациях, который призван оградить страну от далеко небескорыстной зарубежной помощи, направленной отнюдь не на пользу России. Однако и наши друзья-соперники тоже совершенствуют тактику применения безотказного по запугиванию общественности экологического жупела для дискредитации сформулированной в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию стратегии развития государства, которая, на их взгляд, негативна для «энтропии планеты». Напомню, что она предусматривает повышение уровня жизни россиян и создание высокотехнологичных «несырьевых» производств за счет увеличения экспорта энергоресурсов. Желательно, в обход территорий бывших братских республик, не брезгующих «техническим отбором» нефти и газа, и через ближайшие к Европе российские, а не иностранные, порты, что не может не вызывать понятного раздражения в странах, чьи бюджеты во многом зависят от транзита и экспорта наших грузов. Приведу лишь одну цитату из доклада экспертного совета правительству Эстонии, которая именно такую реакцию и отражает: "Отвлекая огромные государственные ресурсы на развитие инфраструктуры портов Северо-Запада, Россия, тем не менее, сильно отстает от Эстонии в связи с отсутствием частных инвестиций в причальные линии и перевалочные терминалы. В прогнозе развития событий правительство России под давлением внутреннего и внешнего лобби вынуждено будет по экономическим соображениям неминуемо свернуть перевалки нефти с рельсов на своей территории».

Вот это самое «внутреннее и внешнее лобби» и мобилизуется нынче для организации протестных акций против сооружения Северо-Европейского газопровода с ссылкой на то, что оно, дескать, потревожит химические захоронения на дне Балтики, а также против строительства грузовых перевалочных терминалов на его российских берегах, которые, мол, могут нанести непоправимый вред окружающей природе.

В частности, в Калининграде это весьма наглядно демонстрирует неутихающий вот уже второй год непримиримый конфликт между жителями портового города Светлый и дочерней компанией «Татнефти» - ЗАО «Балтнафта», вознамерившейся построить там свой нефтеперевалочный комплекс. Как и в упомянутом выше случае с лукойловской платформой, закоперщиком этого противостояния выступила все та же «Экозащита», которая, как и ее преемники, о которых речь ниже, явно небезвозмездно лоббирует стратегические интересы вовсе не своей страны.

Прежде чем, рассказать о сути этого конфликта, следует подчеркнуть, что развитие в российском эксклаве на Балтике портового хозяйства и сооружение экспортных терминалов, от которых зависит сырьевая стабильность Запада, важно не только с экономической, но и геополитической точки зрения, потому что это повышает безопасность как самого региона, оказавшегося в окружении стран НАТО и Евросоюза, так и страны в целом. Для города же Светлый это еще и решение проблемы наполнения небогатого муниципального бюджета и оздоровления его весьма неблагополучной экологической среды, а не ее дальнейшего ухудшения, как утверждают сторонники проекта.

Для размещения своего перевалочного комплекса "Татнефть" выкупила территорию бывшего комбината «Строймеханизация», которая находится в отведенной планом генеральной застройки города промышленной зоне. Кстати, находившееся здесь предприятие относилось к вредным производствам с выбросом в атмосферу немалого количества канцерогенов, однако почему-то никто не устраивал по этому поводу пикетов до тех пор, пока на его место не пришла «Балтнафта». Причем, протесты начались задолго до строительства самого терминала и до проведения общественных слушаний по оценке его воздействия на окружающую среду – на том лишь основании, что, мол, от нефтеперевалки светловчанам будет один только вред, в чем активно убеждала горожан «Экозащита», используя при этом не убедительные доводы, а одни эмоции.

И напрасно на тех же слушаниях разработчики проекта доказывали, что "Татнефть" считается одной из самых экологически чистых компаний в мире. И что на экспорт она планирует отправлять не «пахучий» газовый конденсат, а лишь мазут, испарения от которых минимальны. И то, что для еще большего снижения этих выбросов в атмосферу предусматривается применение самых современных технологий – например, комплекс для их улавливания и регенерации газов фирмы "Gohnzink". И что экологическую защиту также надежно обеспечит и новейшее оборудование и средства контроля за всеми технологическими процессами, исключающие возможность возникновения нештатной ситуации. И что все выхлопы от резервуаров для хранения нефтепродуктов будет возвращать в замкнутую систему установка для рекуперации паров, а для доставки нефтепродуктов будут использоваться цистерны с нижними сливными люками, из которых они должны транспортироваться по герметичному трубопроводу, поэтому при перекачке не будет никаких утечек. И что, кроме того, планируется строительство очистных сооружений и ливневки.

Больше того, компания брала на себя обязательство принять участие в долевом строительстве эстакадного моста через железнодорожный переезд и объездной дороги, перевести на свой причал таможенный пункт досмотра вагонов, который сейчас расположен на станции «Балтийский лес» в центре города, что также будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе. Без помощи инвесторов муниципалитет эти неотложные и дорогостоящие работы профинансировать не сможет еще долгие годы…

Немалую выгоду светловчане получат и в социальном плане. Это, во-первых, десятки новых рабочих мест с зарплатой в 16 тыс. рублей при средней в городе – 5,3 тысячи. Во-вторых, это ежегодное пополнение местного бюджета на десятки миллионов рублей.

Увы, ничего из сказанного так называемыми представителями общественности не было услышано, так как они заранее были настроены против нефтеперевалки. Собравшиеся не дали и слова вымолвить защитникам проекта, а также тем светловчанам, которых «Балтнафта» свозила в Дрезден, чтобы показать, насколько безопасна действующая там аналогичная перевалка. «Геополитическая трескотня частных фирм о государственных интересах - отвлекающий маневр, маскирующий горячее желание прибрать к рукам нефтяные потоки на Запад, нажиться поскорее на экспорте сырья, пока это сырье не упало в цене и не закончилось», - заявила сопредседатель группы "Экозащита" Александра Королева, «отличившаяся» в антилукойловской кампании. Любопытно, что на это обсуждение она привела даже некоего эксперта ОБСЕ г-на Ожаровского, вместе с которым формулировала претензии к «Балтнафте» и выстраивала идеологию антитерминального движения, пугая горожан грозящими им неисчислимыми бедствиями в случае реализации. Того самого Ожаровского, который в интервью радио "Свобода" проговорился об истинной подоплеке нагнетания этих страстей: "Зачем строить нефтеперевалку в Светлом? Почему бы не использовать существующую инфраструктуру порта в Вентспилсе, который, как известно, недогружен"…

Следует сказать, что неудача в вышеупомянутом случае с нефтяной платформой заставила лоббистов изменить тактику действий самодеятельных «зеленых»: чтобы из нее столь явно не торчали уши внешнего лобби, борьба против нефтеперевалки была замаскирована под протест широкой общественности. Благо «Экозащите» удалось найти в Светлом людей, увидевших в этом свой, также небескорыстный, интерес, - господина Рубиша, возглавляющего местную общественную организацию «Наш город» и горящего желанием стать главой муниципалитета, и некую Анну Бегичеву, которая организовала инициативную группу, занявшуюся активной агитацией среди населения под лозунгом борьбы «за право жить не в нефтяной бочке». Как только бразды управления «процессом» были переданы в эти надежные руки, Королева с Ожаровским ушли в тень, отведя себе лишь суфлерскую роль.

И эта тактика чуть было не сработала. «Инициативщикам» удалось даже провести в Светловском городском округе референдум, на котором его жители должны были выразить свое отношение к «экономически невыгодной и экологически опасной» нефтеперевалке. На проведение его неизвестно откуда нашлись немалые деньги, необходимые для печатания бесплатной газеты и листовок, организации митингов и пикетов, и т.п. К счастью, референдум был признан несостоявшимся, так как в нем приняли участие менее 50% избирателей, из которых почти 98% сказали "нет" планам строителей терминалов «Татнефти» и, заодно, «Енисейнефти», также создающей свою нефтеперевалочную базу. Для победы инициативной группе не хватило каких-то полтора процента голосов. Кстати, также неудачей завершилась и выборная кампания Рубиша, который с треском проиграл действующему главе администрации округа.

Казалось бы, после этого ситуация в городе должна была успокоиться, так как все законные методы борьбы с нежелательной нефтеперевалкой исчерпаны. Тем более, что «Балтнафта» получила все разрешительные документы, в том числе и Госэкспертизы, и Минздрава РФ, и приступила к строительству терминала. Но не тут-то было! Инициативная группа не только продолжает забрасывать письмами протеста все инстанции, вплоть до президента страны, ставя под сомнение результаты референдума и положительные заключения государственных структур о безвредности проекта. Обратилась она и к новому губернатору Георгию Боосу, предоставив ему петицию с подписью 1300 горожан, поддержавших требование запретить стройку. Тот дал (заметим, - устное) распоряжение приостановить строительство "до полной и всесторонней проверки их влияния на окружающую среду и здоровье жителей", что, мягко говоря, не совсем законно.

Далее события развивались в таком неправовом поле: инициативщики направили вице-премьеру регионального правительства Юрию Шалимову 82 вопроса к областным и федеральным структурам, суть которых сводилась к одному – на каком, дескать, основании, они разрешили «Балтнафте» возводить нефтеперевалочную базу в черте города? А пока чиновники сочиняли им ответы, противники проекта блокировали пикетами дорогу к стройке, лишив работы и, соответственно, средств к существованию занятых на ней около 200 светловчан. Мало того, стали прессинговать сограждан, не согласных с их мнением, - так, председателю светловского отделения Всероссийского общества инвалидов Людмиле Шерстобоевой, которая была виновата лишь в том, что высказалась в пользу строительства, пригрозили всякими, - в том числе, Божьми, карами. Потом кто-то поджег автомобиль "Ниссан-Патрол" заслуженного тренера России по академической гребле Анатолия Окомелко, который принял спонсорскую помощь от компании "БалтНафта" на возведение в родном городе гребной базы. Избит неизвестными строитель Евгений Трензенок…

Впрочем, недолго праздновали победу активисты: ответы на заданные ими вопросы их не устроили, что неудивительно, потому как добивались не подтверждения законности стройки, а ее закрытия. Как заявила руководитель инициативной группы Анна Бегичева, «вместо вразумительного ответа - что будет со скандальными проектами, нас пытались убедить, что нефтеперевалки экономически выгодны региону». А тут подоспело и решение Ленинградского районного суда города Калининграда, который 20 декабря завершил слушание по их гражданскому делу о признании незаконным разрешения на строительство перевалочной базы нефтепродуктов ЗАО "БалтНафта" Исследовав представленные сторонами доказательства, он признал доводы инициативной группы несостоятельными и необоснованными, в связи с чем отказал ей в удовлетворении заявления. При этом суд отметил, что «строительство нефтетерминала ЗАО " БалтНафта" осуществляется на законных основаниях".

Вроде как «внутреннее лобби» потерпело поражение на всех, что называется, фронтах, и нефтяники наконец-то могут спокойно продолжить свою работу. Для завершения слишком уж затянувшегося конфликта вокруг строительства нефтетерминалов осталось лишь поставить точку, отменив то самое устное губернаторское распоряжение о его приостановке. Да только почему-то не спешит с этим Георгий Боос. Рискну предположить, что дело в предстоящих в марте выборах в областную Думу, на которых ему не хочется терять 10 тыс. голосов светловских избирателей, которые, по утверждению Бегичевой, являются активными противниками закрытия нефтеперевалки. Хотя, как мне кажется, у губернатора достаточно политического веса и авторитета, чтобы на встрече не с так называемыми представителями тамошней общественности, которые не хотят слушать иных, кроме своих, доводов, а непосредственно с горожанами убедить их в необходимости и выгоде максимального использования портового комплекса Светлого. В том числе, и для перевалки нефтепродуктов. Нельзя допустить, чтобы нам диктовали по подсказке извне, как жить и развиваться региону, и чтобы ставилась под сомнение инвестиционная привлекательность региона. Этак ведь можно загубить не один проект, который не устроит конкурентов, взявших на вооружение «светловский опыт» заморачивания людей с помощью нашей же «пятой» колонны.

Такое «подвешенное» состояние, конечно же, не устраивает вторую сторону, и решением собрания трудовых коллективов, занятых на строительстве терминала «Балтнафта», была создана общественная организация «Рабочий дозор», которая провозгласила своей целью защиту конституционного права на труд и представления своих интересов в органах госвласти и органах самоуправления. Там же было принято и обращение к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илье Клебанову с просьбой положить конец всей этой инспирированной извне вакханалии. Остается надеяться, что полпред отреагирует на это должным образом.

В заключение же приведу, без комментариев, две цитаты из недавних выступлений президента РФ Владимира Путина в Санкт-Петербурге, которые имеют прямое отношение к затронутой теме.
Первая: «Мы видим, что происходят попытки работать с неправительственными организациями с помощью инструментов специальных служб и что осуществляется финансирование по каналам специальных служб неправительственных организаций. Думаю, что никто не в праве сказать в данном случае, что деньги не пахнут. Благородные цели не могут быть достигнуты негодными средствами. Полагаю также, что теперь многим становится понятным, почему в России принят закон, регламентирующий деятельность неправительственных организаций в нашей стране. Он, этот закон, хочу повторить еще раз, призван оградить вмешательство иностранных государств во внутриполитическую жизнь Российской Федерации».
И вторая: С начала 90-х годов мы говорили о том, что Петербург, Ленинградская область, весь северо-запад России должны использовать свое конкурентное преимущество, свои естественные преимущества, связанные в том числе и с географическим положением… Отмечу, что сегодня примерно одна треть грузов уходят в порты наших конкурентов, наших соседей, в страны Балтии и в Финляндию. Мы не будем силой загонять перевозчиков сюда, на нашу территорию. Нужно обязательно сделать паромную переправу, которая соединит Петербург с Калининградом и с портами Германии. Нужно построить ряд других терминалов – зерновой и перегонки нефти и нефтепродуктов.
Валерий БИРЮКОВ, ИА «Росбалт», Калининград
Источник: Kaliningrad-online.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.