Шум и скорость: какие перемены ждут калининградских автомобилистов

Все новости по теме: Транспортные проблемы

Похвастаться сверхдостижениями в части повышения безопасности дорожного движения областной центр не может. Совсем даже напротив, статистика аварийности за первые три месяца текущего года, по выражению главы отдела ГИБДД по Калининграду Марата Хасазанова, «у нас хромает», а количество ДТП, в которых погибли или пострадали люди, растет. Руководство Госавтоинспекции и городские власти рассказали, как намерены бороться с настораживающей статистикой и какие перемены ждут калининградских автомобилистов.

За 3 месяца в городе было зарегистрировано 174 ДТП с пострадавшими (за аналогичный период 2015-го их было 112). В результате этих аварий погибли 11 человек (в 2015-м было пятеро погибших) и еще 162 человека получили травмы (против 116-ти в 2015-м).

«Причиной ДТП по-прежнему остается низкая дисциплина водителей. Количество происшествий, связанных с нарушениями ПДД водителями, выросло на 37%», — пояснил Хасазанов.

235a157513b0baa4d83ea05f0c71166d.JPG

Тише едешь

Снизить высокую аварийность, по мнению ГИБДД, можно. Но для этого городу необходим ряд нововведений. И главное из них — ограничение скорости движения по городу до 40 км/час. Вернее, учитывая допустимое превышение в 20 км/ч, — до 60 км/ч. Сейчас, напомним, по городу можно ездить со скоростью 80 км/ч. По статистике, из-за превышения скорости происходит каждое третье ДТП.

«Основная тенденция у нас — превышение скоростного режима. На 731 правонарушение больше было выявлено сотрудниками ГИБДД. То есть если порог увеличен до 80 км/ч, то, соответственно, с какой скоростью водители могут двигаться? 100? 120 по городу? А теперь цифры центра фото- и видеофиксации нарушений, который работает в автоматическом режиме. 49 тыс 888 правонарушений. То есть если в городе допустимая скорость 60 и допустимо превышение в 20 километров, то есть 80 километров в час, то вы представляете? 50 тыс нарушителей только за 3 месяца. Какой скоростной режим тогда в городе у нас?» — пояснил Хасазанов. Он также напомнил, что скорость движения напрямую влияет на тяжесть последствий аварии.

Люди, не пристегнутые ремнями безопасности, при столкновении получают такие же повреждения, как и при падении на твердую поверхность. Если автомобиль движется со скоростью 40 км/ч, то высота падения — 6,3 метра. Если 60 км/ч — 14 метров. Если 80 км — 25 метров. То есть мы понимаем, что с 25 метров упасть — летальный исход очевиден.

Марат Хасазанов, глава отдела ГИБДД по Калининграду

В случае с пешеходам статистика тоже неутешительная. Если сбить человека на скорости в 30 км/ч, то риск летального исхода составляет 10%. При скорости 40 км/ч он возрастает до 40%. На скорости в 65 км/ч пешеходы гибнут в 90% случаев. «В целом это как 1,5 года назад, год назад скорость была в городе 60 км/час, все передвигались в спокойном режиме, и не было такого роста ДТП», — пояснил начальник городского ГИБДД. Он привел в пример опыт Казани, где жесткие скоростные ограничения снизили аварийность на 30%.

Городские власти в лице главы комитета городского хозяйства Сергея Мельникова Госавтоинспекцию поддержали. «Безусловно, мы подошли уже к необходимости принять такое решение. Правда, решение это требует финансового обеспечения в части замены дорожных знаков. И необходимо будет главе города принять решение по корректировке бюджета, — пояснил Мельников. — Мера, конечно, непопулярная. Но как можно измерить желание промчаться с ветерком по городской улице и потом человеческие смерти. Это невозможно соизмерить».

Шум полос

Такое резкое замедление — не единственный приятный сюрприз, который ждет калининградских лихачей. Госавтоинспекция настаивает на дальнейшей установке шумовых полос на идеальных для скоростной езды участках дорог.

«Мы выдвинули вопрос на предмет замощения шумовыми полосами на отдаленных от жилых массивов участках, чтобы не было нареканий среди граждан. Основные — это скоростные магистрали. На въезд в город, по Невского. Помните, на Невского перед эстакадой большая, огромная лужа. И там всегда аварии случаются. Если примем решение и будем устанавливать шумовые полосы, отдаленность домов там позволит», — пояснил Хасазанов.

Установка шумовых полос — мера у калининградских автомобилистов, мягко говоря, непопулярная. Но, по мнению властей, эффективная.

Эти полосы все-таки какое-то количество пешеходов спасли. И в них больше позитивного, чем негативного. Хотя автомобили, которые совсем б/у, больше 15 лет и с плохим уходом, могут там и развалиться.

Сергей Мельников, глава комитета городского хозяйства администрации Калининграда

ГИБДД и в этом вопросе проявляет солидарность с горвластями. «Никто не жалуется на шумовые полосы, когда ехать с аэропорта „Храброво“. На закруглении у нас стоят полосы. Вот там они стоят очень высокие, да. Но сколько там было летальных исходов? Ведь люди не замечали и уезжали прямо, сколько там смертей было. Сейчас, слава Богу, там все жизни сохранены из-за этих полос. Мы благодаря им решили проблему», — отметил Марат Хасазанов.

Несмотря на всю эффективность, в мэрии признают, что устанавливают шумовые полосы не от хорошей жизни. Куда эффективнее была бы повсеместная фиксация нарушений. Но городская казна установку камер потянуть не в состоянии, хотя в рамках «Безопасного города» область ежегодно выделяет на эти цели 160–180 млн рублей.

«Стоимость комплекта шумовых полос — 100 тыс рублей. Стоимость объектов фотофиксации — свыше 3 млн рублей, — пояснил Мельников. — Шумовая полоса, конечно, всем нехороша. Но это из-за безденежья такое решение. Потому что, конечно, лучше всего — фото и видеофиксация».

Надежда на инстинкт

42,8% аварий составляют наезды на пешеходов. И статистика по ним таже неутешительна. За три месяца текущего года было зарегистрировано 63 таких ДТП, за аналогичных период прошлого года — 52. Часто пешеходы сами виноваты в печальном исходе таких аварий.

«Последний случай был на „Плазе“ у нас, где женщина выходит с автобуса, в 20-ти метрах пешеходный переход, но нет, надо пройти сзади автобуса и попасть прямо под колеса автомобиля. У нас 5 летальных исходов непосредственно с гражданами пожилого возраста. Под колеса грузовика на Гагарина женщина попала, находясь, во-первых, в состоянии алкогольного опьянения, во-вторых, переходила в 15 метрах от пешеходного перехода, в „мертвой зоне“ грузового транспорта, — сказал Хасазанов. — 2 тысячи граждан переходят в неположенном месте. Это подсознание самого пешехода и чувство самосохранения должно быть».

А пока чувство самосохранения включилось не у всех, ГИБДД настаивает на дальнейшей установке пешеходных ограждений вдоль дорог. «Заборы с поступлением финансирования будут устанавливаться в необходимых местах. И эта процедура будет продолжаться и дальше, однозначно».

Городские власти с установкой согласны, хоть также считают это полумерой. «Тех, о ком вы говорите, заборы не остановят. Я сам ехал в субботу, и пьяный товарищ по улице Горького шел прямо по левой полосе пьяный. Правильно говорит Марат Хасазанов. Инстинкт самосохранения нужно включать. Это просто беспечность человеческая. Поэтому с пешеходными ограждениями тоже у нас нет таких планов. Потому что забор — хорошо, он оцинкован. Но его мыть надо, это лишние затраты, и городского бюджета в том числе», — пояснил Мельников.

photo_2016-04-13_17-29-54.jpg

Ставить такие ограждения планируется в основном там, где расположены детские учреждения, и в тех местах, где ради правых поворотов убираются пешеходные переходы. «Тоже негативные были отзывы со стороны пешеходов, потому что все ж правильно говорят, что город проектируется для пешеходов в первую очередь. Но, тем не менее, мы такие непопулярные решения, которые увеличивают пешеходный трафик на 50 метров, принимали. В интересах автомобильного движения в том числе. Вот в этих местах мы ставим ограждения», — пояснил чиновник.

Пешеходные переходы, по словам Мельникова, власти убирают тоже из-за нехватки бюджетных средств. «Круговая развязка, которая сейчас на пересечении улиц Гайдара и Горького, после того как мы запустили 4-х полосную Гайдара, перестала работать. Поэтому было принято решение не в интересах пешеходов убрать переход на Островского. Результат положительный, увеличилась пропускная способность Гайдара и Горького процентов на 20. Там возможны были и другие решения, но они связаны уже с капитальным строительством, с обеспечением дополнительных хорд, как на площади Василевского, а это большие капитальные затраты. Поэтому исходя из возможностей городского бюджета было принято такое решение», — сказал он.

Все из тех же финансовых соображений надземных пешеходных переходов в городе в ближайшие несколько лет ждать тоже не приходится. «Запроектированы надземные переходы, но на них, к сожалению, нет денег. И в ближайших программах адресных инвестиционных при подготовке к ЧМ я таких объектов не видел. Но проекты есть и лежат на полках», — сказал Мельников.

В городе, однако, есть и более насущные проблемы, уверен чиновник. По его мнению, нужно реконструировать съезды с недавно построенного путепровода на Сельме «Вот у меня чесались бы руки, если бы деньги были, это выезд с Гайдара на Советский проспект. Там необходимо дать две полосы налево и прямо и одну достроить полосу направо. У нас есть проектное решение, мы сейчас смотрим, как там правильно с пешеходами. Не получается у нас островок безопасности», — сказал представитель горадминистрации.

«Зеленая волна»

Еще одна насущная необходимость — наладка светофорных объектов, отметил начальник городского ГИБДД. И вспомнил о понятии «Зеленая волна». Введение автоматической системы светофорного регулирования могло бы отчасти избавить город от пробок. Мельников, правда, отметил, что понятие такое, конечно, есть, а вот самой «волны» в городе — нет.

«Потому что нет такого оборудования, которое можно регулировать, — сказал чиновник. — Конечно, на основных магистралях должны возникать системы адаптивного светофорного регулирования, которые по интенсивности потока, с учетом средней скорости заданной, будут обеспечивать нормальную максимальную пропускную возможность улицам города».Но «Зеленая волна» — дело совсем уж отдаленной перспективы.

Когда в кармане нифига… извиняюсь, плохое слово, ничего нету, то и скорость принятия решений об обустройстве городских магистралей какими-то современными решениями соответствующая. Вот эта «Зеленая волна» — дорогое удовольствие. Это детекторы, это контроллеры. И при этом важно понимать, что не нужно пробку перемещать на соседний перекресток. Это должны быть комплексные решения.

Сергей Мельников, глава комитета городского хозяйства администрации Калининграда

Средства на такие новшества, по мнению горвластей, найти можно, но для этого нужно позволить местной казне распоряжаться доходами от штрафов. «К примеру, если будет подписано соглашение на уровне федеральном между МВД и муниципалитетами о том, что муниципалитет администрирует эти штрафы, чтобы часть этих средств шла на создание этой системы, как это во всем мире обустроено. Но, к сожалению, у нас сегодня не так в рамках российского законодательства. А свободной статьи в городском бюджете на то, чтобы направить сюда, нет», — заключил он.

Два кольца

Пробные брызги «Зеленой волны» должны появиться на площади Василевского, где предполагается ввести систему адаптивного регулирования. Финансовые затраты, согласно проверенной смете, составят 18 млн рублей. По мнению властей, это единственный способ заставить это кольцо «поехать».

«Со стороны Невского вообще пробки нет никакой, проблема есть с улицы Черняховского. Она поедет, если мы „остановим“ улицу Александра Невского, чтобы они не забивали. Невского „останавливается“ Литовским валом, если там есть машины, и Черняховского „выходит“. Но в разные периоды времени эти потоки по-разному меняются. Поэтому нужно адаптивное регулирование там. Но опять-же, нужно с гарантией, что этот объект будет работать», — пояснил Мельников.

По мнению специалистов, это единственное решение, отметил он. «Мы за деньги ООН собрали все компании, которые есть на территории РФ и в Европе, вот до Голландии, провели road show, так называемый формат, где мы совместно с транспортными инженерами решали проблему — как можно на этом участке реализовать максимальную пропускную способность. В результате вот единственное решение», — добавил чиновник.

Тот факт, что адаптивное регулирование не было сразу предусмотрено при строительстве кольца, Мельников объяснил риском потерять федеральное финансирование на реконструкцию улицы 9 Апреля. «Если бы мы приняли решение — давайте на полгода отсрочим и запроектируем туда вот эту систему и сразу ее реализуем, то денежные средства бы забрали обратно и сказали бы нам — сидите и стройте на свои», — сказал он.

Еще одно «проблемное» кольцо в Калининграде пока существует только в виде задумки. Ранее Марат Хасазанов объявил о планах ввести круговое движение по площади Победы. При такой схеме площадь Победы, часть проспекта Мира и улица Театральная станут односторонними. То есть предлагается сделать «большой круг» до пересечения с Ленинским проспектом и ул. Черняховского. При этом часть Гвардейского проспекта на участке от площади Победы до пересечения с улицей Театральной планируется превратить в пешеходную зону.

Сейчас городская администрация намерена разработать электронную модель, которая поможет оценить целесообразность введения таких новшеств. «Я хочу ее за деньги проекта ООН сделать. И вроде так оно и получится. Не за городские деньги. Давайте использовать деньги капиталистов. Это моделирование должно ответить на вопросы, увеличится ли скорость движения на основных магистралях, комфортность пешеходов, эмиссия углекислого газа и перепробеги», — пояснил Мельников. Капитальных затрат при создании круга избежать не удастся — трамваи, которые шли с Советского проспекта и поворачивали налево, нужно будет направить в сторону Драматического театра.

_NVV2610.jpg

Глава отдела ГИБДД по Калининграду Марат Хасазанов смотрит на перспективу кругового движения на этом участке с оптимизмом. Он напомнил, что, когда меняли схему движения в районе Южного вокзала, это сначала вызвало возмущение некоторых автомобилистов. Но затем «Балтрайон поехал», и возвращаться к прежней схеме движения не планируется.

Кроме того, район Южного вокзала ждут новые перемены. «Надо смотреть, каким образом реконструировать там площадь, чтобы было комфортно и туристам, которые прибывают, и транспортным пересадкам, и автовокзалу», — сказал Мельников.

И отметил, что сама необходимость существования автовокзала в центре города находится под вопросом. Благодаря такому его расположению ежедневно в город въезжает около 300 «лишних» автобусов. Но это, как пояснили городские власти, тема для отдельного разговора.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.