В столице западных русских. Самый западный регион России не может определиться со своим историческим наследием

— Она уже не вспоминает, что родом отсюда, — отмечают одни местные журналисты, говоря о Людмиле Путиной. — Это уже не имеет никакого значения.

— Нет, конечно же, 750-летие города будет иметь огромное политическое значение, — не соглашаются другие. — Если бы жена Путина тут не родилась, вообще ничего бы не было.

— Так ведь и так ничего не будет, — возражают первые. — Простой салют, как в день города, да пара мелких, ничего не значащих мероприятий.

Мнения разные, но в одном все сходятся: ничего грандиозного жителям Калининграда ожидать не стоит. И никакие политические мотивы не помогут. Изначально подготовленная смета по празднованию составляла около 11 млрд руб. Затем она была втрое сокращена, из этих денег лишь 1,5 млрд могут поступить из федерального бюджета. Остальные — местные бюджетные средства и привлеченные инвестиции.

Но даже пресловутые 1,5 млрд руб. не заложены в федеральном бюджете на 2005 г. Возможно, они будут выделены из специального президентского фонда, возможно, будут изыскиваться какие-то другие варианты, а может быть, денег не будет вовсе. Хотя изначально чествовать самую западную российскую область и ее столицу планировали с большим размахом.

Еще в марте 2003 г. тогдашний премьер России Михаил Касьянов, будучи в области, сказал, что 750-летний юбилей — «крупное событие мирового значения и Россия должна его отметить достойно». Спустя месяц Владимир Путин пригласил на праздник немецкого канцлера Герхарда Шредера. Летом 2003 г. российский президент, встречаясь с калининградскими студентами, еще раз подчеркнул, что торжество должно состояться и важно сделать так, чтобы оно «стало не разделяющим нас с нашими соседями, а объединяющим».

Появился президентский указ о праздновании 60-летия Калининградской области и 750-летия Калининграда. Был создан оргкомитет предстоящего праздника, возглавил который вице-премьер Владимир Яковлев. А через некоторое время начались реформы правительства, Яковлев был отправлен в Южный федеральный округ, и оргкомитет распался.

Лишь после долгих и упорных обращений калининградских властей нынешний премьер Михаил Фрадков назначил ответственным за подготовку к празднованию главу Минэкономразвития Германа Грефа. Федеральный министр со свойственным ему либерализмом отметил, что торжества должны стать значимым событием научной и культурной жизни России и Европы. Местным экспертам идея Грефа делать праздник «под Европу» приглянулась, но пришлось с грустью констатировать, что на это нет ни денег, ни времени для подготовки. Властям и так пришлось вычеркнуть из программы некоторые проекты. Сам же Греф, который теперь, помимо своей министерской деятельности, занимается еще и вопросами Чечни, от юбилея Калининграда несколько отстранился. По словам мэра города Юрия Савенко, Греф не так давно предложил ему обговорить организационные вопросы праздничных мероприятий во время ночного перелета из Москвы в Санкт-Петербург. Мэр обиделся и отказался. А Греф и не настаивал. Видимо, ему неинтересно организовывать праздники с маленьким бюджетом. Это не 300-летие Санкт-Петербурга, где, по некоторым данным, было «освоено» много миллионов долларов.

Провал предвыборного юбилея?

Из источников, близких к администрации Калининградской области, известно, что губернатор Владимир Егоров из-за предстоящего празднования пребывает в затруднительном положении и даже слегка паникует. Изначально он планировал использовать торжество в помощь своей предвыборной кампании (в ноябре 2005 г. в области должны пройти губернаторские выборы): шикарные гулянья, большое количество VIP-гостей, строительство и реконструкция многих городских объектов и т.д. Надежды на получение приличной суммы из Москвы до сих пор не умирают.

Внешне Егоров держится спокойно. Старается быть лояльным Кремлю. Каждую неделю летает в Москву. Еще в прошлом году, до появления президентского указа, администрация области отправила в Кремль свой проект — «О праздновании 750-летия со дня основания г. Калининграда» и получила ответ. В Главном государственно-правовом управлении президента ответили, что для празднования юбилея отсутствуют исторические предпосылки, и порекомендовали отмечать 60-летие области со дня ее основания. Губернатор отреагировал спокойно, заявив, что это «нормальное политическое решение». Однако, по слухам, эта уступка в губернаторской судьбе ничего не решила — в Кремле Егоровым недовольны, и не исключено, что на предстоящих выборах у бывшего командующего Балтфлотом будут проблемы.

Зато реакция конкурента Владимира Егорова, мэра Калининграда Юрия Савенко (по некоторым данным, он намерен участвовать в выборах), была более прозорливой. Он сразу же отметил, что в администрации президента еще не решили, отмечать 750-летие города или нет. И не ошибся — вскоре Владимир Путин заговорил в Калининграде о предстоящих торжествах.

Теперь, когда есть официальный указ российского президента, перед Егоровым стоит другая проблема: скромно организовать и провести праздник, но не вызвать недовольства местных жителей. Скорее всего, скромный, малобюджетный праздник не прибавит ему популярности. По мнению местных экспертов, в ближайшие месяцы власти будут срочно искать инвесторов, чтобы хоть как-то спасти положение.

Мостов не будет

В самом центре Калининграда, практически напротив одноименной гостиницы, стоит большое здание. Недостроенное, темно-серого цвета и очень пыльное — оно должно было стать Домом советов. Строительство было начато еще в конце 1970-х гг., да так и не закончилось. Теперь недостроенный дом являет собой символ советской эпохи и, к удивлению приезжих, не интересует ни местные власти, ни бизнесменов, ни инвесторов. Никто на него не претендует, кроме бомжей. Они заделывали окна картонками, развешивали тряпье, но через некоторое время были из «престижной» высотки выселены.

В Калининграде много зданий, которые требуют ремонта. Однако даже исторические памятники восстанавливают неохотно.

К 750-летнему юбилею власти планировали большое количество проектов. Многие из них так и не будут запущены. Не будет достроен второй эстакадный мост через реку Преголю, не появится пешеходный мост с острова Канта, не построят новых школ и еще много чего.

Чтобы облагородить ландшафты города, местные власти намерены обратиться к помощи самих калининградцев. Союзу промышленников и предпринимателей области мэр Юрий Савенко предложил реконструировать зоопарк. Совету руководителей Балтийского района — навести порядок в парке Гагарина. Кроме того, любой житель города может принять активное участие в обустройстве территорий школ, предприятий, магазинов, дворов и палисадников.

Но кое-какая помощь придет и с Запада. В городе появятся литовские, немецкие, шведские и польские скверы. К 750-летию мэрией была предложена программа «Скверы Калининграда». Поляки восстановят сквер на улице Хмельницкого, литовцы — сквер с памятником профессору университета Альбертина Людвигу Резе, шведы возьмутся за улицу Кутузова. Немцы пока с выбором сквера не определились.

Окно не в Европу, а в Россию

В Калининградской области много мифов. Возникают они прежде всего из-за необычного расположения области и ее недолгой истории. Самый распространенный миф — военно-исторический — о том, как существовал прекрасный и цветущий город, где жили милые люди. А в 1945 г. в него ворвались варвары, которые разрушили великую культуру, надругались над всеми подряд женщинами, все взорвали, разрушили, а местных жителей в 24 часа погрузили в вагоны и изгнали. А кого не изгнали — уморили голодом и болезнями. Особенно такой исторический взгляд распространен в фильмах, которые снимаются для западных телезрителей.

Местная интеллигенция весьма трепетно относится к своей истории. Исторические корни Кенигсберга и политическое настоящее Калининграда — вот что их волнует. Особенно перед празднованием юбилея.

В Калининграде, в самом что ни на есть историческом месте — Кафедральном соборе (официальное название — Государственное учреждение культуры «Кафедральный собор»), рядом с которым похоронен Иммануил Кант, прошел «круглый стол», посвященный проблеме празднования (организован московским центром «Новая политика»).

— Еще Сталин говорил — русские не имеют незамерзающих портов на Балтике, поэтому мы будем претендовать на Кенигсберг, — начала с исторического экскурса профессор Калининградского госуниверситета (КГУ) Ирина Кузнецова. — Мы получили Кенигсберг, и мы должны напомнить нашей стране, что эта территория оплачена кровью. Сейчас надвигается 750-летие нашего города. Мы так и будем с гордостью говорить — 750-летие Калининграда, поскольку именно по последнему названию положено называть город. Но мы должны показать всему миру и нашей стране прежде всего, что мы умеем сохранять прошлое. В то же время наш город устремлен в будущее.

Согласен с Ириной Кузнецовой и историк Геннадий Кретинин.

— Праздновать надо юбилей Калининграда, — отмечает он. — Но не надо забывать и про Кенигсберг. О его истории мы все равно будем говорить, ведь 700 лет никуда не денешь. Но не совсем понятно, почему мы создали у себя в общественном сознании образ удивительного города Кенигсберга. Таких рядовых городов с 700-летней историей, с 350 тысячами населения, с такими памятниками архитектуры в Германии как минимум полсотни. А мы создали представление о Кенигсберге как о центре европейской культуры.

— Кстати, о культурном наследии. Может ли россиянин наследовать немецкую культуру? — задался вопросом историк Кретинин. — Чтобы ее наследовать, надо знать язык, литературу, обычаи, традиции. По сути, россиянину надо стать немцем.

— Как же так? — искренне возмутился директор Кафедрального собора Александр Одинцов. — Бедные россияне — чтобы узнать немецкую культуру, им надо стать немцами. Это несерьезно! Получается, что россиянин был монголом, когда вбирал в себя монгольскую культуру, или французом, когда осваивал французскую?

— Я считаю, — отметил Одинцов, возвращаясь к проблеме Калининграда, — что есть два понятия. Есть день рождения города и есть именины. Именины — это Калининград. День рождения — Кенигсберг.

— А мне кажется, — подхватил беседу историк Александр Золов, доцент КГУ, — что в дискуссии о праздновании 750-летия есть некая доля искусственности. В какой-то степени я согласен с нашим мэром, которому трудно говорить, что же мы празднуем. Говорить о 750-летии Калининграда сложно, все-таки ему гораздо меньше лет. О 750-летии Кенигсберга — еще сложнее, потому что город погиб 60 лет назад. Приходится говорить о 750-летии города.

— Тяжело праздновать то, чего нет, — с грустью согласился преподаватель филологического факультета КГУ Юрий Кондаков. — Нельзя сказать, что это 750-летие Кенигсберга, но нельзя и говорить, что это 750-летие Калининграда. К сожалению, этот разговор о праздновании становится просто поводом выманить деньги из центра: мол, дайте нам на бедность! Раньше мы эти деньги пытались выманить у Германии, теперь просим у центра. Насколько вообще уместно говорить о юбилее, когда существует масса не исторических, а реальных проблем, в том числе с тем же культурным наследием, которое просто-напросто разваливается, разрушается и сгнивает? Если центр даст какие-то деньги, то их надо направить на восстановление того, что у нас еще осталось.

— Мы не можем сказать: «Прощай, Кенигсберг, — здравствуй, Калининград!», — уверена режиссер Калининградского драмтеатра Ирина Медер. — Но давайте хотя бы скажем: «С уважением к Кенигсбергу, с любовью к Калининграду!» Мы должны создавать свою собственную культуру, а пока лишь вспоминаем, что было построено немцами, и лепим похожие домики или строим здания третьеразрядной архитектуры.

— Я не вижу особой проблемы Кенигсберга-Калининграда, — не согласился со многими выступающими директор центра «Новая политика» Андрей Хохлов. — Кенигсберг возникнет внутри Калининграда только тогда, когда здешнее сообщество вместе со всей Россией определится. Когда определится стратегия, когда поймем, кто мы, куда идем, каково наше место в мире, — тогда и к Кенигсбергу будет достойное отношение. Каждый его камушек станут вылизывать, когда Калининград ощутит себя законным на этой земле. Но это должны ощутить сами люди. А политически им ничего не угрожает, и оснований считать, что нас вынудят отдать Калининградскую область Европе, нет.

— Нам нужно больше общаться с центром России, — призвал гендиректор федерального государственного унитарного издательско-полиграфического предприятия «Янтарный сказ» Анатолий Махлов. — Наши корни оттуда. На протяжении последних десяти лет мы увидели, как Калининградская область, способная развиваться и процветать, превращается в анклав и ту территорию, которой нужно прорубать окно не в Европу, а в Россию.

Правда, как заметил корреспондент «ПЖ», топоры для этой рубки пока не наточены. И сами люди, живущие в Калининградской области, вполне довольны своим положением. Как ни крути, но они не считают себя русскими. Они считают себя западными русскими. А со спины рубить несколько не с руки.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Политический журнал

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.