Автолавочка закрывается

Все новости по теме: Квоты на ввоз иномарок
В самой западной российской области объявлено о проведении аукциона по торговле квотами на ввоз автомобилей из-за границы. В середине апреля торги пройдут в последний раз. Больше жители Калининградской области не смогут ввозить в регион машины на льготных условиях.

Для многих калининградцев автомобильный бизнес уже давно стал привычным занятием. Съездить в польский Щецин или германский Ганновер, чтобы пригнать подержанный «Мерседес», перепродать его потом на местном авторынке в поселке Борисово и заработать 500 евро -- этим живут многие местные отцы семейств. Для Калининградской области была даже придумана специальная «областная растаможка» -- разрешение на владение, пользование и распоряжение ввозимым автомобилем на территории области выдавалось по гораздо более низкой цене, чем если бы эта машина оформлялась на «большую» Россию.

В результате автомобилей в небогатом Калининграде столько, что на узких (а кое-где и брусчатых) улочках города постоянно образуются пробки. По официальным данным, в регионе каждый третий житель имеет собственный автомобиль. В находящемся у границ Евросоюза Калининграде, где запчасти на новую «Волгу» найти гораздо сложнее, чем, например, на поддержанный «Опель», призыв «Поддержим отечественного производителя» явно не актуален.

Последние годы автомобили в область ввозились по квотам -- установит региональная администрация определенный лимит на ввоз машин, продаст фирмам на аукционе, а те уже реализуют квоты всем желающим. Несколько лет назад на калининградском автомобильном рынке появились монополисты -- три-четыре семьи, объединившись, задрали цены так, что для многих «гонять» машины, как раньше, стало невыгодно. Дошло до того, что обычный калининградец, который решал обзавестись собственным «железным конем», был вынужден выкупать у этих монополистов квоту-разрешение за баснословные деньги -- 1500--1800 евро. В августе 2004 года заместитель теперь уже бывшего губернатора области Савва Леонов, который отвечал за организацию автоаукционов, был пойман с поличным при получении взятки. Г-н Леонов оказался под колпаком у УВД, его долгое время «вели», а когда представитель фирмы-монополиста, желая договориться о «режиме наибольшего благоприятствования» во время аукциона, пришел к нему с взяткой, то заместителя губернатора тут же и арестовали. Г-н Леонов до сих пор за решеткой и, как горько шутят в области, разлюбил сладкое -- 150 тыс. «взяточных» долларов были спрятаны в коробку из-под торта.

А льготный ввоз автомобилей и торговля квотами с тех пор постепенно сошли на нет. С приходом к власти в Калининградской области губернатора Георгия Бооса организаторы автоаукционов были объявлены одними из главных казнокрадов, и очень многие лишись своих должностей. В прошлом году непроданной оказалась тысяча автомобильных квот -- г-н Боос запретил проводить какие-либо торги, пока не будет найден «прозрачный механизм». «Да, областной бюджет потерял некоторые деньги, но зато мы не позволили всем известным монополистам нагреть руки на калининградских автомобилистах», -- сказал тогда калининградский губернатор. Он заверил жителей региона, что надо немного подождать и все образуется.

А потом оказалось, что автолавочка закрывается вовсе, так как в федеральном правительстве, по словам г-на Бооса, «очень негативно смотрят на практику автомобильных аукционов». Губернатор заявил, что областное правительство прекращает аукционы, «но перед этим даст последнюю возможность жителям Калининградской области купить себе по машине -- ввоз автомобилей на прежних льготных условиях будет действовать с апреля и до 1 июля».

Конкретный механизм этого ввоза разрабатывался очень долго. Георгий Боос несколько раз публично заявлял, что купить автомобиль сможет любой житель Калининградской области -- придет, заплатит сбор за квоту и привезет авто из-за границы. Но с небольшой оговоркой: перепродавать такие машины нельзя и покупать разрешено только по одному автомобилю каждому желающему. Квота определена в восемь тысяч штук.

Опубликованные на днях правила последнего автомобильного аукциона разочаровали многих в Калининградской области -- главным образом тем, что «за бортом» оказались физические лица. То есть теперь жителям самого западного российского региона недостаточно одного желания купить автомобиль. Для этого надо быть владельцем юридического лица или хотя бы частного предприятия. И многие калининградцы принялись в спешном порядке оформляться в частные предприниматели (причем регистрироваться надо как участникам внешнеэкономической деятельности). Бюрократическая волокита и хождение по инстанциям обещают окупиться -- стоимость одной квоты-разрешения будет уже не 1500--1800 евро как раньше, а в десять раз ниже.

Руководитель конкурсного агентства и председатель аукционной комиссии Гаянэ Кизарьянц (она приехала работать в Калининградскую область вместе с Георгием Боосом из Москвы) полагает, что региональное правительство до 1 июля успеет реализовать все восемь тысяч квот. «То, что творилось раньше, когда квоты реализовывались на черном рынке, было ненормально. Ни с точки зрения обычных граждан, ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения властных структур. Потому что продажа квот по откровенно спекулятивным ценам -- это ситуация искусственного разогрева рынка и просто возможность для заработка определенной группы лиц. Сейчас же созданы условия для честной победы на аукционе», -- полагает Гаянэ Кизарьянц. Правда, будущим победителям придется запастись терпением, ведь для одного только объявления всех лотов потребуется около 25 рабочих дней. Впрочем, можно и подождать -- в последний раз все-таки.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.