РПЦ: непогрешимость Запада сильно преувеличена

Всемирный Русский Собор, собравшийся в эти дни в московском храме Христа Спасителя, занял неожиданно заметное место в общественной жизни. И не потому, что нынешнее заседание форума стало уже 10-м по счету, т.е. юбилейным. А, прежде всего, из-за тематики развернувшихся на нем дискуссий.

«Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке» - так была официально сформулирована тема Собора, проходящего под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятель РПЦ и задал тон дискуссиям. «Сегодня миссия России в XXI веке состоит в том, чтобы наш уникальный опыт построения единого цивилизационного пространства на основе культурной и религиозной многоукладности содействовал построению многоукладного мира, в котором бы различные цивилизационные модели входили в гармоничное и мирное взаимодействие», - заявил Алексий II в своем вступительном слове.

Его словам внимали многие приехавшие в Зал церковных соборов представители российской власти. Среди них - генеральный прокурор Владимир Устинов, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

«Опыт России уникален, - говорил Алексий II. - Если нам удастся задействовать потенциал традиционных религий России, ее этнического и культурного многообразия и выработать общеприемлемую концепцию по вопросам прав человека и достоинства личности, это откроет перед нами новые перспективы, поможет изменить и улучшить облик человеческой цивилизации».

Слова патриарха вызвали у слушателей живой отклик. «Нашу страну пытаются спровоцировать «самоопределиться» на стороне западной цивилизации в ее, как полагают, неминуемом конфликте с исламской цивилизацией. В этом вижу угрозу не только насущным интересам международного положения России, но и ее внутреннему развитию - как многонациональной и многоконфессиональной страны», - подчеркнул в своем выступлении глава МИД С.Лавров.

«Навязывание народам мира ценностей западного общества в качестве универсальной модели, насильственные попытки создания централизованного наднационального сообщества могут и уже оборачиваются разрушительными последствиями», - заявила Л.Слиска. Вице-спикер Госдумы отметила, что идеологи либерализма не только пытаются внедрить в наше сознание неизбежность столкновения между «христианским Западом» и «исламским Востоком», но и стремятся втянуть в этот конфликт Россию.

Но, пожалуй, главной «сенсацией» собора стал доклад идеолога форума, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, возглавляющего в РПЦ Отдел внешний церковных сношений. Его устами Церковь, по сути, предложила пересмотреть превалирующий ныне в обществе взгляд на права человека. «С 1991 года страны, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, юридически закрепили права и свободы человека в качестве центральной нормы общественно-политических отношений», – напомнил митрополит Кирилл. – И сегодня этот выбор не ставится под сомнение. Напротив, политическое руководство и общественные лидеры постоянно подтверждают верность этим принципам».

«Однако в последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которые оцениваются верующими людьми, по меньшей мере, как двойственные, - продолжал митрополит Кирилл. - С одной стороны, права человека служат благу… Но, с другой стороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила государства, которая может заставлять человека совершать грех, сочувствовать или попустительствовать греху по причине банального конформизма».

«Православная традиция, являющаяся культурообразующей для русской цивилизации, - подчеркнул идеолог РПЦ, - не может не ответить на этот вызов, иначе русский мир превратится в маргинальное явление в современном мире».

Митрополит Кирилл не спорил с тем, что «права человека – это универсальная норма». «Собственно, и православные люди не возражают против существования в современном мире некоторых универсальных правил поведения, - подтвердил один из самых влиятельных иерархов РПЦ. - Но эти правила должны быть по-настоящему универсальными». «Являются ли таковыми претендующие на эту роль права человека в современном изложении?» - задался вопросом митрополит Кирилл.

И сам же на него ответил: «Дело в том, что эта концепция родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в этих странах она имела свои успехи, но показала и свои недостатки. Нередко именно повышенным уровнем индивидуализма объясняется демографический спад, асоциальное и безнравственное поведение - то есть все то, что сегодня представляет общественную проблему на Западе. Но означает ли это, что западные стандарты человеческого счастья подходят для всех стран и всех культур? Другие цивилизации тоже имеют свой положительный опыт общественной жизни», - делает вывод митрополит Кирилл.

«Чтобы русская цивилизация могла сказать свое слово о правах человека, - продолжил идеолог РПЦ, - необходимо провести тщательный анализ этой концепции в ее современном состоянии. Прежде всего, необходим разговор о тех философских идеях, которые лежат в основании концепции прав человека». Митрополита Кирилла не устраивает преимущественно то, что «главным мотивом и оправданием существования прав и свобод» является некое «человеческое достоинство».

Действительно, православные (и верующие в целом), с одной стороны, и наши неверующие современники порой очень по-разному смотрят как на «человеческое достоинство», так и на человеческие «права и свободы». Человек от природы обладает целым рядом естественных прав - таким в общем виде выглядит известный постулат светского атеистического общества, на котором, собственно, и основана вся конструкция «прав и свобод». Но оказывается, что эти самые «естественные права», поначалу бывшие настолько многоликими, многоразрядными и обоюдопротиворечивыми, с течением истории неизбежно вступали в конфликт друг с другом и потому неминуемо должны были приводиться к некому «общему знаменателю». Таковым в концепции «прав и свобод» и выступил либерализм, причем, в его самой «ортодоксальной» форме. Но «либеральные» права и свободы, оказалось, не удовлетворили многих глубинных запросов не только православных (как и всех остальных верующих), но и тех же атеистов, жаждущих строить свою жизнь на основе морально-нравственных принципов. С этой фундаментальной ограниченностью современной конструкции прав и свобод, собственно, и связан кризис самой западной правозащитной концепции. Кризис, который подтверждают даже сами правозащитники.

Митрополит Кирилл в своем докладе подверг жесткой критике и еще один фундаментальный тезис «правозащитного» либерализма, гласящий, что «права человека превалируют над интересами общества». «Это стимулирует только эгоизм и индивидуализм, – считает иерарх РПЦ. – Человек должен уметь отказываться от своего эгоизма ради другого человека. Поэтому, на наш взгляд, было бы правильно, чтобы свободы и права были всегда сбалансированы общественной солидарностью».

Заданный главным докладчиком «градус» дискуссии оказался для многих участников форума попросту неожиданным. Тот же Владимир Лукин не предполагал, что ему направят на экспертизу готовящийся итоговый документ форума - специальную Декларацию о правах и достоинстве человека, которая должна быть обнародована в последний день работы Собора. Но омбудсмен признал при этом, что сам вопрос, за обсуждение которого взялась Церковь, - это уже событие. И хотя у России есть Конституция (которая и призвана регулировать гражданские права и свободы), отметил Лукин, даже основной закон страны не истина в последней инстанции и потому вполне может быть несовершенен.

По-хорошему озадаченные выступлением митрополита Кирилла, гости форума, покидая храм Христа Спасителя, роняли фразы наподобие этой: «Уголовный кодекс – это, конечно, хорошо, но он так и не смог заменить нравственный». И вспоминали «финальный аккорд» митрополита Кирилла: «В трактовании того, что такое добро, а что такое зло, непогрешимость Запада сильно преувеличена». В целом, вдоволь набрались впечатлений.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: KM.ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.