Как золото, огнем очищенное

"Господь призвал в обители праведных этого героя веры, неустанного деятеля нивы отечественной истории и культуры, защитника национального достоинства и гражданской чести, истинного сына российской интеллигенции" (Филарет, Митрополит Минский и Слуций, Патриарший Екзарх всея Белоруси)

3 марта 2006 года под Мюнхеном на 84-м году жизни скончался известный церковный и общественный деятель старой русской эмиграции — Глеб Александрович Рар.

Г.А. Рар родился 3 октября 1922 года в Москве в семье "Потомственных Почётных граждан России" (сословие это в начале ХХ века было приравнено к дворянству). Его дед, А.Ф. Рар, был директором московского филиала страхового общества "Россия", которому принадлежало здание на Лубянке №2, которым с 1918 пользовалась ЧК (ныне ФСБ). Его отец, А.А. Рар, был офицером и в Первую Мировую войну воевал на Галицийском фронте. После ранения он попал в лазарет, где его застал большевицкий переворот. После этого он как офицер был интернирован в первом московском концлагере в Андрониковом монастыре. Поскольку предки Раров происходили из Эстляндии, семья в 1924 году была выселена в ставшую после революции независимой Эстонию, но уже скоро переехала в Либаву в Латвии. После оккупации Латвии Красной армией Рарам благодаря немецко-звучащей фамилии (которая на самом деле скандинавского происхождения) в 1941 году удалось вместе с немецкими переселенцами на одном из последних немецких кораблей выехать в Германию, где они отказались получать германское гражданство и быстро влились в жизнь старой русской эмиграции.

С 1942 года Г.А. Рар учился на архитектурном факультете в Бреславле (ныне — Вроцлав), где он создал православную общину. В то время он вступил в Национально-Трудовой Союз (НТС). Созданная молодым поколением белоэмигрантов в 1930 году в Белграде, эта организация во время войны Германии с Советским Союзом выбрала нелёгкий путь борьбы против двух тиранов — Сталина и Гитлера, следовательно, поддерживала Русское Освободительное движение и имела тесные связи с подпольной немецкой оппозицией. В целях прекращения влияния НТС на Русское Освободительное движение, германские власти в июне 1944 года арестовали целый ряд членов НТС, в том числе и Г.А. Рара, который впоследствии находился в заключении в концлагерях Гросс-Розен, Саксенгаузен, Шлибен, Бухенвальд, Лангензальца и, наконец, Дахау. Здесь он был освобождён американскими войсками 29 апреля 1945 года.

После войны Рары оказались сперва в беженском лагере в Менхегофе под Касселем, затем поселились в Гамбурге, где Г.А. Рар активно участвовал в церковной жизни и работал секретарём епископа Нафанаила (князя Львова), епископа Русской Зарубежной Церкви в Британской Зоне Германии. С конца 1947 года Г.А. Рар работал в эмигрантском издательстве "Посев" во Франкфурте-на-Майне. В 1949–1950 гг. он с семьей находился в Марокко, где работал в архитектурном бюро, отстраивал церковно-приходскую жизнь и участвовал в скаутском движении, будучи начальником Африканского Отдела Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР).

С 1950 года Г.А. Рар работал на НТС в Германии. Из Западного Берлина пытался распространять антикоммунистическую пропаганду в Советской Зоне Германии. Он участвовал в Конференциях Четырёх Держав в 1954 году в Берлине и Женеве, а также на III Конгрессе "Межамериканской Конфедерации по защите континента" в Лиме.

6 октября 1957 года он в Брюсселе женился на Софье Васильевне Ореховой — дочери капитана В.В. Орехова, участника Белого Движения и издателя журнала "Часовой" (органа связи русских офицеров в Зарубежье).

С 1957 по 1960 год работал на радиостанции "Свободная Россия" на Тайване, с 1960 по 1963 год руководил русскоязычными передачами японского радио и Дальневосточным отделом американского "Университета Мэриленда". С 1963 по 1974 год работал в издательстве "Посев" во Франкфурте, где в 1967–68 годы активно участвовал в строительстве православного Свято-Николаевского храма.

Болея за свободу своих соотечественников, Г.А. Рар в 1972 году участвовал в создании Международного Общества Прав Человека (МОПЧ) во Франкфурте, усильями которого удалось добиться освобождения немалого числа узников ГУЛага.

С 1974 по 1995 год Глеб Александрович работал на "Радио Свобода" в Мюнхене, где вёл религиозные передачи, а также программы "Балтийский маяк", "Россия вчера, сегодня, завтра" и "Не хлебом единым". Для многих людей в Советском Союзе его религиозные передачи в годы "холодной войны" были единственной возможностью получать достоверную информацию о положении Русской Православной Церкви.

Помимо обширной журналистской деятельности, иподиакон Глеб Рар был и известным церковным деятелем. Где бы он ни находился, даже в самых скромных условиях Г.А. Рар создавал приходы и принимал активное участие в церковной жизни (например, в Бреславле и на Тайване). Он долгие годы состоял в Епархиальном Совете Германской епархии РПЦЗ, в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей "Православного Дела", служащего распространению веры в СССР, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института "Вера во Втором Мире" (Glaube in der 2. Welt). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, во всём мире читал доклады о положении Церкви в СССР.

"Во всей его многогранной деятельности Глеб Александрович отличается образцовым постоянством и здравой умеренностью своих взглядов и высказываний, основанной на глубоком знании церковной жизни". (Из благодарственной грамоты Марка, епископа Берлинского и Гермнаского РПЦЗ)

С 1983 года Г.А. Рар был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства — самого старого русского общества в Германии, основанного в 1888 году при Российском Посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии. Когда Братство в 1995 году было вынуждено закрыть свой домовой храм в Гамбурге, Г.А. Рар по просьбе руководства Русской Православной Церкви передал хранившийся там "Мемельский иконостас", служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, в Россию. Иконостас был отреставрирован Российским Фондом Культуры (Москва) и установлен в храме "Нерукотворного Спаса" при новосооруженном соборе в Калининграде, посвященном, по предложению Г. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую Мировую и Вторую Мировую войны на территории нынешнего Балтийского края.

Когда с Тысячелетием Крещения Руси в 1988 году Церковь на Родине стала освобождаться из-под контроля властей, Г.А. Рар последовательно начал ратовать за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничного создания "зарубежных" приходов на территории самой России. В августе 1991 года Глеб Александрович участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении. Поскольку это предложение было отклонено, Глеб Александрович далее стал посвящать свои силы Матери-Церкви.

На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв нацизма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

По личному указанию президента Российской Федерации В.В. Путина Глеб Александрович Рар с супругой получили российское гражданство. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию.

За его обширную деятельность Г.А. Рар был удостоен ряда почётных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом, в частности, в 2004 году от Святейшего Патриарха Алексия II.

Шестерых своих детей Глеб Александрович и Софья Васильевна воспитали в духе служения Церкви и верности России. Сам Г.А. Рар однажды с удовлетворением отметил, что каждый из его детей увлёкся одной из его сфер интересов:

Александр выбрал политику, став известным политическим обозревателем;

Ксения — церковную музыку, управляет церковным хором в мюнхенском приходе, где служит её муж, священник Николай Забелич, и устраивает благотворительные концерты;

Всеволод стал журналистом, работает ведущим передач по России и Восточной Европе на немецком телевидении и живёт в Англии;

Михаил служит священником в Берлине и Веймаре и исполняет должность заведующего канцелярией Берлинской Епархии;

Димитрий увлёкся историей и географией, работает переводчиком и ныне, после своего отца, возглавляет Свято-Князь-Владимирское Братство;

Ирина же занимается общественной деятельностью, работая также переводчицей.

"Расставаясь до времени с выдающимися представителями самого многострадального поколения наших соотечественников, среди которых Глеб Александрович занимает особое место, мы вновь и вновь вспоминаем то горнило исторических испытаний, в котором Господь закалял Своих верных служителей, дабы они стали, по слову Откровения, как "золото, огнем очищенное" (Откр. 3:18). Таким духовным золотом, таким сокровищем русской и европейской истории был и вовеки пребудет Глеб Александрович Рар, в чьей личной судьбе отразилась многосложная история времени, в котором он совершал свой жизненный подвиг". (Филарет, Митрополит Минский и Слуций, Патриарший Екзарх всея Белоруси)

С Глебом Александровичем уходит один из последних деятелей старой русской эмиграции, а тем самым — целая эпоха. Его жизнь была посвящена служению Церкви и Отечеству. За это он всегда стоял, даже тогда, когда за это грозила беда.

Вечная ему память!

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Newsinfo

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.