Борьба за доступность к культуре

Уже полгода прошло с тех пор, как в ходе административной реформы вместо бывшего Министерства культуры были образованы две структуры: Министерство культуры и массовых коммуникаций, возглавляемое Александром Соколовым, и Федеральное агентство по культуре и кинематографии под руководством Михаила Швыдкого. Но до сих пор до конца не ясно, зачем понадобилось такое разделение, как разграничиваются полномочия этих структур и кто чем реально занимается.

На летней пресс-конференции, посвященной этой теме, Швыдкой разъяснял, что министерству отведены заоблачные вопросы культурной политики и стратегий развития «отрасли», а оперативное управление ею осуществляет агентство. Но как это происходит? Министерство предписывает агентству различные действия? Ждет его предложений, а потом выбирает для осуществления то, что считает нужным? Или они планируют акции совместно? Как министерство может проводить культурную политику, не имея права отдать конкретный приказ тому или иному учреждению? И разве не стратегические, а только частные «оперативные» проблемы решает (или не решает) агентство, имея возможность распоряжаться деньгами?

В такой туманной ситуации, структуры и чиновники стараются «застолбить» за собой как можно более обширные и престижные поля деятельности. При этом экспансивный Михаил Швыдкой, в отличие от скрытного Александра Соколова, не упускает случая это продемонстрировать. Свежий тому пример – амбициозная акция, проходящая сейчас в Калининграде: первый фестиваль «Балтийские сезоны», посвященный 750-летию города и 60-летию области. К ней привлечены внушительные силы: ведущие симфонические оркестры, Большой театр, МХАТ, «Ленком», хор Пятницкого, Кубанский казачий хор, множество знаменитостей. А значит, большие средства, без которых такие торжества было бы не организовать. По словам Германа Грефа, председателя оргкомитета юбилейных торжеств, цель проведения «Балтийских сезонов» – «привлечь внимание международного бизнеса, сделать торжества значимым событием в культурной жизни России и Европы».

Казалось бы, со стороны управляющих российской культурой сотрудничать с Грефом в таком важном проекте должен был чиновник его же ранга – министр Александр Соколов. Но нет, «культурное» начальство по полной программе представляет Михаил Швыдкой, который рассуждает не о вопросах «оперативного управления», а о политике. Вот-де пока чиновники спорят о визовых проблемах, «Балтийские сезоны» мостят пути между Россией и Европой.

И эта представительская активность понятна: есть за что бороться. Агентству дано право распоряжаться деньгами, но распределяет-то их министерство. И каждый год агентство должно доказывать, что оно достойно их тратит. А что может быть достойнее приобщения зрительских масс к культуре? Таким образом, доступ российской провинции к столичным радостям – это доступ агентства к значительным средствам.
Источник: Еженедельный журнал

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.