Черняховск постепенно обрастает памятниками и памятными знаками

Черняховск постепенно обрастает памятниками и памятными знаками. В прошлом году, например, на одном из домов появилась бронзовая доска, напоминающая о пребывании в бывшем Инстербурге Наполеона. Совсем скоро (как обещают, в конце марта) в центре города будет установлен конный памятник Барклаю де Толли. Но это, как выясняется, только начало. Как рассказал корреспонденту «Калининградской правды» заместитель начальника отдела по культуре, делам молодёжи и спорту администрации Черняховского округа Игорь Ерофеев, в недалеком будущем в Черняховске планируется установить памятные доски в честь как минимум трех исторических деятелей и одного изобретателя.

- Городской совет даже принял специальную программу по увековечению памяти известных людей, живших в Инстербурге или посещавших его, - рассказал Игорь Васильевич. - Объем финансирования программы - порядка двухсот тысяч рублей. Правда, сейчас она в связи с непростым финансовым положением муниципалитета приостановлена, но глава города Андрей Виноградов надеется привлечь к реализации проекта спонсоров.

Чью же память собираются увековечивать в Черняховске? Речь идет о вероятном изобретателе застежки «молнии» Карле Вихофере, жившем в этом городе, участниках Семилетней войны (1756-1763 годы) Петре Румянцеве и Андрее Болотове, а также о... бароне Врангеле. Когда именно доски будут установлены, пока неизвестно. Но, по словам Ерофеева, скорее всего, это произойдет либо в конце нынешнего года, либо в начале следующего.

Что касается первых трех персонажей, то проблем, думается, не возникнет. Против «молнии» и героев войны с Фридрихом II у нас никто ничего против не имеет. А вот с Врангелем может выйти скандал. Ведь даже установку доски в честь Наполеона общественность восприняла неоднозначно. Местные левые до сих пор не могут смириться с этим фактом. В городе проходят акции протеста. Памятный знак «корсиканскому чудовищу» уже несколько раз кто-то обливал краской. Представляете, что могут сделать с доской в честь «черного барона»?

Впрочем, Виноградова это обстоятельство не смущает:

- Врангель - часть нашей истории. И забывать ее нельзя.

- К тому же доска будет посвящена не белому генералу, а человеку проявившему исключительную храбрость во время Первой мировой войны, - добавляет Ерофеев. - Когда ни красных, ни белых еще не было. 5 сентября 1914 года на центральной площади Инстербурга штабс-ротмистр Петр Николаевич Врангель получил Георгиевский крест четвертой степени за то, что 6 августа 1914-го под местечком Каушен атаковал в конном строю германскую батарею и захватил ее.

Русские войска вошли в Восточную Пруссию в августе 1914-го. 14-го числа они без боя заняли Инстербург и оставались там вплоть до 11 сентября.

5 сентября в городе состоялся парад конной гвардии. После него командование отметило особо отличившихся, среди которых, как уже указывалось, был и барон Врангель.

Важно отметить, что пребывание русских не причинило городу больших бед и разрушений. Магазины, рестораны, гостиницы Инстербурга работали как обычно.

Что касается Врангеля, то спустя короткое время после описываемых событий он был назначен командовать полком, потом бригадой и, наконец, дивизией. В 1917-м его произвели в генерал-майоры.

После Октябрьской революции барон уехал в Крым, а затем на Дон.

В 1919-м Петр Николаевич возглавил Кавказскую Добровольческую армию, а еще через год стал главнокомандующим вооруженными силами юга России. Укрепившись в Крыму, он предпринял попытку создать государство, в котором были бы проведены реформы, позволявшие бороться с большевиками примером лучшего общественного устройства. В частности, Врангель предоставил крестьянам право личной собственности на землю, которой они пользовались. Кроме того, крестьяне могли приобрести часть помещичьей земли за выкуп, составлявший пятую часть ежегодного урожая в течение 25 лет. Учитывая, что земля уже фактически находилась у крестьян, а платежи были обременительны, закон вызвал недовольство населения.

Несмотря на это, в июле 1920-го врангелевская армия, воспользовавшись начавшейся войной Советской России с Польшей, вырвалась из Крыма и заняла значительную часть Украины.

Та вылазка произвела впечатление. Именно тогда композитор Самуил Покрасс на слова поэта Павла Григорьева написал песню «От тайги до британских морей Красная Армия всех сильней», в которой есть слова: «Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон».

«Черный барон», как нетрудно догадаться, - это Врангель. Так с легкой руки Григорьева его с тех пор и стали величать.

После того как был заключен мир с Польшей, Красная Армия всей своей мощью обрушилась на белых и вновь загнала их в Крым, а затем выбила и оттуда. Врангель вместе с остатками армии бежал в Турцию, затем перебрался в Сербию. В 1921-1927 годах он жил в городке Сремски Карловцы, где написал записки о гражданской войне на юге России. А умер он в 1928-м в Бельгии, будучи еще не старым человеком. Ему было всего 49 лет.

Вот такой, скажем прямо, неоднозначный персонаж. Для кого-то - герой, для кого-то - злодей. Нужно ли в его честь устанавливать памятную доску? Право, не знаю...

Но в Иркутске, например, не побоялись и поставили несколько лет назад памятник Колчаку, а в Сальске Ростовской области - белому генералу Сергею Маркову. Думаю, в этих городах есть также памятники Ленину. И те, кому он дорог, 22 апреля или, положим, 7 ноября приносят к памятникам цветы. А тот, кто чтит Маркова и Колчака, отдают им дань памяти 7 июля и 4 ноября - в дни рождения военачальников. Или в дни их гибели - 13 июня и 7 февраля. Видимо, так же будут обстоять дела и в Черняховске.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.