Москва - родина слонов

Первая Московская биеннале современного искусства должна открыться 18 января 2005 года. Новое здание Государственного центра современного искусства обещают показать публике значительно раньше. Эти два события должны определить лицо нового художественного сезона.

Вот приедет барин – барин все закупит... Так полагали художники в конце восьмидесятых. Барин подразумевался заграничный. В первой половине девяностых появилась слабая надежда на нового русского барина. Новые русские, однако, играли в новое искусство недолго. Вскоре они перешли на антиквариат.

В начале нового века барином, как и встарь, стало государство. Главная надежа и опора свободного художника сегодня – это Министерство культуры. Точнее, Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Именно под его эгидой произойдут два главных события наступающего сезона.

Новая московская биеннале современного искусства – мегапроект нерайонного масштаба. Под лозунгом "Диалектика надежды" в Музее Ленина объединятся 6 модных европейских кураторов, чтобы произвести на свет общую выставку. Ее цель – застолбить место Москвы на биеннальной карте мира. Спецпроекты должны разнести семена биеннале по всей столице – от галереи Гельмана до РГГУ. Организатор биеннале – РОСИЗО – одна из организаций, подчиненных Минкульту (в недавнем советском прошлом она звалась «Росизопропагандой»).

Государственный центр современного искусства существует вот уже 12 лет. За эти годы он не стал бюрократическим монополистом всероссийского значения. В России так и не появилась система организаций, подобных французским FNAC’ам, то есть региональных центров современного искусства, фактически монополизирующих «государственный ресурс». Наш госцентр обладает лишь четырьмя региональными филиалами – в Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Только самый сильный из них – нижегородский – стал точкой притяжения художников для всего Поволжского региона. Наоборот, роль и значение ГЦСИ как «центра силы» в художественном пространстве Москвы постоянно и неуклонно снижались. Но теперь ситуация должна измениться.

В конце осени будет открыт новый дом ГЦСИ. Он, по сути дела, должен стать первым современным многоцелевым художественным пространством в Москве. На 2000 квадратных метров разместят выставочный зал, библиотеку, артотеку, медиатеку, аудиторию для лекций и семинаров, производственные мастерские, а также хранилище с открытым доступом и просмотровый зал. Все это обещают оснастить современной аппаратурой. Строитель нового комплекса – Михаил Хазанов, один из самых известных молодых архитекторов страны.

На унылом столичном горизонте это выглядит мощным прорывом. Московский дом фотографии ютится в неприспособленном помещении бывшего районного выставочного зала. Московский музей современного искусства «проживает» в особняке купца Губина, абсолютно не предназначенном даже для больших современных выставок, не говоря уже о медиапроектах. Теперь наконец должно появиться первое в России здание, где можно будет адекватно представить весь спектр современного искусства. Пока что не центр Помпиду. Но для нас и центр Швыдкого сойдет.
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.