Волонтеры группы «Наследие стен» в воскресенье, 2 октября, провели акцию по очистке он незаконных объявлений и граффити мозаичного панно на универмаге «Атлантик» в Светлом. Как рассказал «Новому Калининграду» координатор добровольцев Евгений Мосиенко, объект культурного наследия (мозаика признана ОКН муниципального значения 4 июля 2017 года — прим. «Нового Калининграда») требует вмешательства специалистов.
«Мозаика требует серьезной реставрации, — сообщил Мосиенко. — Наблюдается деструкция некоторых плит основания мозаики, а именно: утраты их частей, а также отдельных тессер мозаичного набора; есть трещины в мозаичном полотне. Также мы заметили ослабление и расшатывание элементов механического крепления плит основания мозаики, что грозит потенциальным обрушением плит, в том числе с угрозой для здоровья проходящих рядом людей. Соответствующее обращение я сейчас направляю в службу Госохраны объектов культурного наследия и в администрацию Светлого».
Мосиенко добавил, что все вышеперечисленное в перспективе может привести к утрате объекта культурного наследия.
Авторы мозаики — известные калининградские художники-монументалисты Юрий и Нелли Смирнягины. Композиция представляет собой две взаимосвязанные части: на одной изображен труд рыбаков и показана романтика рыбацкой профессии, а на второй, как рассказали сами художники, — «Бегущая по волнам», освещающая путь морякам. Мозаика выполнена из цветной керамической глазурованной плитки в 1967 году.
Заслуженный художник России Нелли Смирнягина сообщила корреспонденту «Нового Калининграда», что мозаике в Светлом в этом году исполнилось 55 лет, но в последний раз она видела ее три года назад.




«На тот момент нижний ярус был загорожен какими-то киосками, поэтому мы с Юрой не могли увидеть повреждений», — сказала Смирнягина.
Художница также вспомнила и об истории создания объекта:
«Это была первая монументальная работа, которую мы с мужем сделали в Калининградской области за пределами Калининграда, — рассказала Нелли Петровна. — Тогда в Светлом главой был Иван Иванович Петушков, который душой болел за свой город и очень любил искусство. Он розы начал высаживать на улицах и предложил оформить универмаг чем-то необычным».
По словам Смирнягиной, все работы от создания эскизов до монтажа были выполнены в регионе.
«Юра лично на завод ездил, чтобы договориться о поставке цветной керамики, а потом сам же по строительным лесам вместе с рабочими лазал, чтобы готовые панели смонтировать, — продолжает художница. — Это была огромная работа — 256 квадратных метров, и прогремела она тогда на весь Союз. Приезжал к нам в студию известный искусствовед Карл Моисеевич Кантор, который написал о мозаике в журнал „Декоративное искусство СССР“. Эскизы выставлялись на всесоюзных и всероссийских выставках».
Текст: Иван Марков / «Новый Калининград», фото предоставлено волонтерами «Наследия стен».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025