Завершена реставрация скульптуры Германа Брахерта "Пастораль"

Возрожденный мраморный рельеф будет установлен на территории Дома-музея скульптора в Отрадном. Произведение, созданное в 1933 году, восстановил калининградский художник Петр ТОРОПОВ. С ним беседует обозреватель «Калининградской правды» Ирина Климович.

- У этой работы Германа Брахерта непростая судьба: пришлось пережить и обстрелы из военных орудий, и вандализм в советские времена. Но она словно бы под защитой…

- То, что скульптура дожила до наших дней, – чудо. Уцелевшая в войну «Пастораль» чуть не погибла в мирное время: кто-то разбил ее в 60-е. Долгое время куски лежали у санатория в Отрадном, пока их не подобрал художник Николай Фролов. Прекрасно понимая, что это памятник культурно-исторического наследия, он сохранил рельеф, а потом передал в Дом-музей Германа Брахерта. Там работа попала под опеку заместителя директора музея Георгия Саруля, ныне покойного. Однако на реставрацию не было средств, они появились только в нынешнем году.

- Вы собирали «Пастораль» по кусочкам. Удалось ли восстановить ее полностью?

- Некоторые детали утрачены, и нет хороших фотодокументов, по которым можно было бы их воссоздать. Я не взял на себя смелость стать соавтором Брахерта, не «прорисовывал» лица, не вложил в руку юноши серп, который он, возможно, держал, а может быть, и нет. Этот камень - «с историей», на нем следы от пуль, от рук варваров – своеобразная патина времени. И это тоже, как ни парадоксально, сейчас представляет ценность.

- Прежде скульптура стояла в парке, где можно было запросто любоваться ею во время прогулок. Теперь нужно идти в музей. Где все-таки, на ваш взгляд, истинное место подобных произведений искусства?

- Герман Брахерт создал «Пастораль» по заказу жителей Отрадного, которые хотели украсить окружающую их среду. Вообще в Кенигсберге и других городах Восточной Пруссии на домах и в скверах было достаточно много скульптур, барельефов. Теперь – нет. Люди утратили возможность любоваться этими произведениями искусства. Между тем за рубежом и в некоторых городах России, скульптура присутствует в городской среде.

И наши парки и скверы, несомненно, украсили бы скульптурные композиции. Но чтобы они появились, кто-то должен дать заказ художнику. А кота в мешке никто покупать не хочет. У меня есть идея, где и как можно создать экспериментально-рекламную площадку для тех, кто работает в области ландшафтного дизайна: в Отрадном у Гаузупского ручья. На склонах сделать террасы, каждую из которых предоставить для оформления какой-то фирме – и это был бы ее брэнд. Организовать конкурс скульптурных проектов, а созданные объекты установить здесь же. Затем все идеи и находки можно было бы использовать при оформлении городских парков, частных усадеб. Неплохо бы привлечь и европейских дизайнеров – из Дании, Швеции, Литвы. Полагаю, этот уголок Отрадного стал бы привлекательным и для туристов, а пока там – бурелом, только фигурки леших и водяных гармонично впишутся.

- В некоторых европейских странах организуются симпозиумы скульпторов, во время которых мастера работают, а потом оставляют созданные произведения хозяевам. Может быть, и нам следует так делать?

- Художников приглашают меценаты. Я участвовал в таком мероприятии в Литве. Владелец гостиницы, расположенной под Вильнюсом, обеспечивает скульпторов жильем, питанием, материалами и получает в итоге современные художественные объекты. Парк скульптуры у отеля – его «фишка». Хозяин вкладывает большие деньги, но делает это отнюдь не бескорыстно: во-первых, спонсируя культуру и искусство, он имеет налоговые льготы, во-вторых, привлекает туристов.

- В Калининграде существует парк скульптуры на острове Канта, но он не слишком популярен у жителей и гостей города.

- На мой взгляд, представленные там работы, выполненные авторами на заказ в советские времена, не вписываются в среду, «конфликтуют» с собором. Там нужна иная скульптура – по духу, времени, стилю. А эти произведения вполне могли бы создать интересную композицию, но на другой территории. Сам же остров можно сделать музеем под открытым небом. Архитектор Юрий Забуга, например, предлагает обнажить и законсервировать фундаменты старых домов. Думаю, из этого мог бы получиться интересный культурно-исторический объект.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.