Завершается фестиваль искусств «Балтийские сезоны»

Все новости по теме: Фестиваль «Балтийские сезоны»
В Калининграде завершается фестиваль искусств «Балтийские сезоны», посвященный 60-летию Калининградской области и 750-летию города. Здесь побывали оркестр Юрия Темирканова, Большой театр, Ленком, МХТ; в рамках «Сезонов» прошел кинофестиваль «Балтийские дебюты».

На будущий год запланированы «Московский хор» Льва Додина и спектакли Эймунтаса Някрошюса. В дни празднования (июль 2005 года) Большой театр привезет «Иоланту» и «Жизель», приедут оркестры Федосеева и Лундстрема... Фестиваль проводит Российское государственное театральное агентство. О проблемах организации гастролей в провинции директор агентства Давид СМЕЛЯНСКИЙ беседует с Аленой СОЛНЦЕВОЙ.

-- Как возникла идея фестиваля?

-- История началась с визита президента Путина в Калининград и указа о праздновании юбилеев города и области в 2005 и 2006 годах. Был создан оргкомитет во главе с Германом Грефом. Министерство культуры, которому было поручено организовать празднования, собрало экспертную группу, куда вошел и я. Моей задачей было придумать культурную акцию -- так идея фестиваля и родилась. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой и губернатор Калининградской области идею приняли, и мы приступили к работе.

-- Говорят, что местные власть и спонсоры не очень охотно отозвались на инициативу. Программа исходит лично от Путина, контролируется Грефом, то есть это акция центра. Губернатор ее поддерживает, а на уровне города есть протест?

-- Тут сказалось вечное противостояние города и области: инициатива была проведена через областное руководство, поэтому город его проигнорировал. У меня была единственная двухминутная телефонная беседа с мэром, который отказался нам чем-либо помогать. И ни на одно мероприятие не зашел.

В Калининграде сложилась сильная джазовая школа, здесь проходят приличные джазовые фестивали, но больше ничего путного не было -- эстрадные гастроли и заезжие антрепризы.

А люди нуждаются в искусстве. Когда им привозишь достойные работы по доступной цене, они благодарно говорят: наконец-то... Программа у нас, скажу без ложной скромности, мощная.

-- А местный бизнес?

-- Не участвовал. Неоднократные обращения, подписанные Грефом и Швыдким, -- ноль внимания. Я писал в Союз промышленников и предпринимателей, в банки... Впустую.

Но были и приятные исключения. Например, мы пытались договориться с «Аэрофлотом» о льготных перевозках. Пошли проволочки, стали цепляться к мелочам, менять условия... И тогда компания «Калининградавиа» предложила нам огромные скидки. Сделали все, как обещали.

-- Они это сделали, понимая, что имиджевая реклама полезна? Или из любви к искусству?

-- С одной стороны, из любви, с другой -- мы печатали их рекламу в нашей фестивальной газете, а у нее двадцать тысяч тиража. Нормальные взаимовыгодные отношения.

-- Это единственный положительный пример?

-- Позже появились партнеры по рекламе, по транспортным вопросам, местная турфирма помогла с расселением. Надеюсь, мы изменим ситуацию...

-- Вам кажется, что если фестиваль будет жить, то через пять лет и другие подтянутся?

-- Если продержимся -- уверен... Выдержим мы заданный уровень -- вся культурно-экономическая ситуация изменится. В Калининграде большой поток туристов. Если вставить в туристический пакет, к примеру, музыкальные программы, это сработает.

-- Пока же гастрольные бюджеты выделяют под юбилеи, и все стараются юбилеем обзавестись. А есть иные возможности для организации гастролей?

-- Вообще-то есть. «Золотая маска» проводит мини-фестивали в российских городах... Нет постоянной системы, что очень плохо. Ведь гастроли -- это кровообращение театрального процесса.

-- Фестиваль финансируют из федерального бюджета...

-- Да, и мы попали в сложную ситуацию. Ведь шла реорганизация министерства. Только благодаря усилиям Швыдкого мы смогли получить деньги.

-- Сколько фестиваль стоил?

-- 27 млн рублей. Из областного бюджета -- 500 тысяч.

-- Для вас как предпринимателя исполнение такого заказа -- выгодное дело?

-- Агентство получает свой процент за услуги, но, конечно, не от всей суммы. Это дает нам возможность жить и работать. Но на театре и филармонической музыке много не заработаешь.

-- Фестиваль был благотворительным или вы предлагали продукт, который жители города хотели покупать?

-- Из-за бюджетных ограничений все мероприятия не могли быть бесплатными. Бесплатным был кинофестиваль. И на все спектакли были дешевые билеты для социально незащищенных. Сначала их отдавали распространителям, но выяснилось, что их перепродают по утроенной цене. Теперь дешевые билеты мы продаем в кассе по предъявлении пенсионного удостоверения. Есть и бесплатные билеты -- для музыкальных школ, школ-интернатов, для моряков... Есть благотворительные выступления. Денис Мацуев дал в Светлогорске бесплатный концерт для учеников музыкальных школ и провел мастер-класс.

На спектакли Большого театра самый дорогой балетный билет сперва стоил 3000 руб., на оперу -- 2000. Оказалось, что это дорого, -- мы снизили цену почти вдвое. В итоге удалось выстроить оптимальную ценовую политику, чему свидетельство -- набитые залы.

-- Но если цены снижать, привозить большие коллективы совсем невыгодно?

-- Вот мы привезли оркестр Темирканова, который за последние десятилетия выезжал в Россию всего два раза. В прошлом году на 1100-летие Пскова и сейчас. Надо ли возить оркестр Темирканова по России? Понятно, что да. Но можно ли его вывезти за счет билетов? Нет. На филармонической музыке денег не сделаешь, это не Пенкин, на концерт которого билеты стоят 1500--2000 руб. и их мгновенно раскупают. Для того чтобы пришла интеллигенция, билеты должны дотировать либо государство, либо бизнес, но для того, чтобы бизнес это делал, необходим закон о меценатстве и спонсорстве, что позволит вкладывать деньги в культуру.

-- Значит ли это, что местный бизнес не поддержал ваш фестиваль не из равнодушия, а потому, что у бизнесменов нет стимулов для спонсорства?

-- Да. Я убежден, что сейчас все больше становится честного бизнеса. Деньги даются тяжелым трудом, люди думают: а почему я должен с добытым расставаться? Либо они должны очень любить искусство, либо должны быть механизмы, делающие спонсорство выгодным...

-- Если государство, приняв закон о спонсорстве, переложит поддержку искусства на бизнес, не уйдут ли все деньги тому же Пенкину, конкурсам красоты и прочим веселостям, что нашему бизнесу искренне нравятся?

-- Рынок и здесь сможет все отрегулировать. Бизнес станет вкладывать деньги в престиж, а престиж -- это мировые звезды, такие как Темирканов, Мацуев. Ну а систему нужно поставить под эффективный контроль государства.

-- А коллективам-участникам зачем эти фестивали?

-- У каждого своя мотивация. Для филармонических оркестров это редкая возможность поехать по стране. Хотя, конечно, гонорар Темирканова зримо ниже тех, что он получает на Западе. У менее раскрученных коллективов -- своя выгода. Для Пермского театра оперы и балета участие в нашем фестивале стало рекламной акцией -- театр привез два балета Баланчина. Они смогли сыграть с ГАСО (бывший светлановский), за роялем сидел Денис Мацуев (в Калининграде не нашлось подходящего инструмента, но Денис -- лицо фирмы «Ямаха», она доставила рояль и настройщика), и калининградцы на люстре висели, чего не случилось бы, если б приехал один Пермский театр.

-- То есть вы знаете, что какому коллективу нужно, и это помогает в организации... А вам-то это зачем? Хотите победить конкурентов?

-- Продюсерская работа -- это большой риск, авантюра и азарт.

-- А были у вас проколы?

-- Был блестящий проект -- Большой театр дает «Бориса Годунова» у стен Светлогорского монастыря. Вблизи этих мест и Пушкин трагедию писал, и Мусоргский -- оперу. Мы поставили партер на две тысячи мест, у нас была прямая трансляция на канале «Культура», мы справились со звуком, что было очень сложно. Все сделали как надо. А спонсоры... не дали денег. Спектакль перестал их интересовать, когда отменился намеченный визит высокого гостя.

-- Но спектакль-то был?

-- Был. И вся Россия в это время смотрела не матч чемпионата мира по футболу, а нас. Но я до сих пор в долгу... Не могу назвать цифру, на которую «попал». Частями отдаю. Благо партнеры хорошие.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.