В Калининграде завершается монтаж уникального органного комплекса

В Калининградском кафедральном соборе завершается монтаж уникального органного комплекса, сообщил РИА Новости во вторник директор областного учреждения культуры "Музей Кафедральный собор" Игорь Одинцов.

"Работы над установкой уникального органного комплекса ведутся уже почти два года. В сентябре зазвучал малый орган, а скоро к нему присоединится и большой. Уже ведутся пробные игры сразу на двух органах. Это уникальное явление - сидишь ошарашенный, звук со всех сторон, то впереди слышна флейта, то сзади чудится человеческий голос, то вдруг трубы!", - рассказал Одинцов.

По его словам, торжественное открытие комплекса планируется в ближайшее время. "Московский специалист готовит нам программу сразу для двух органов, оркестра, рояля и голоса. Должно получиться нечто удивительное, настоящее чудо", - поделился своими ожиданиями собеседник агентства.

Он также пояснил, в чем именно состоит уникальность органного комплекса.

Орган - сложный музыкальный инструмент, больше распространенный в Европе, чем в России. Как правило, в соборах и храмах Европы устанавливается по одному органу. В Калининграде же их сразу два, благодаря чему музыкальные произведения звучат совершенно особенно. Причем два органа сразу могут играть синхронно - для этого для органистов смонтирована система взаимного видеонаблюдения.

"Кроме того, у нас создана идеальная акустика. На звук в нашем соборе "завязано" все - даже пол. Мы сделали его не гладким и блестящим, а выложили шероховатым камнем, благодаря чему звук не отскакивает, а плавно гаснет. Даже скамейки для зрителей у нас деревянные, никаких мягких обивок", - добавил директор музея.

Он также заметил, что органный комплекс чувствителен к внешним факторам, поэтому внутри собора постоянно поддерживается оптимально температурно-влажный режим.

"У нас всегда плюс девятнадцать и сорок-сорок пять процентов влажности. Если эти показатели отклоняются от нормы, включается компьютерная система и все приводит в порядок", - пояснил Одинцов.

Он отметил особую роль компьютеров в работе органного комплекса. "Установлено три мощных компьютера. В первых двух фиксируются регистры, их сочетания. У нас всего 122 регистра, это много для органа. А третий отслеживает возможные неисправности во всем комплексе. Он постоянно подключен к сайту немецкой фирмы-производителя "Александр Шукке". Если что-то случилось, компьютер даст знать о поломке, специалисты фирмы оперативно пояснят, как ее устранить, а если потребуется, то и сами прилетят к нам для ремонта", - рассказал собеседник агентства.

Большой и малый органы выполнены в стиле барокко, всего в них около 10 тысяч труб разной высоты (от трех сантиметров до десяти метров).

В центре большого органа установлена статуя Девы Марии, наверху - большая птица Феникс, по бокам - шесть ангелов, которые двигаются, а также две звенящие вифлеемские звезды.

Орган обильно украшен резьбой, покрыт сусальным золотом, на нем также помещен герб Кенигсберга того времени, когда Восточная Пруссия была частью Российской Империи (1758-1762 годы по итогам Семилетней войны). Основные работы выполнены отечественными специалистами.

По словам Одинцова, фигуры для оформления органного комплекса выбирались не случайно. "Дева Мария - это покровительница России, а фигура Феникса - это символ того, что наш собор восстановлен из пепла", - пояснил он.

Собеседник агентства также отметил, что на установку уникального органного комплекса потрачено около 105 миллионов рублей из федерального бюджета.

Во время Великой Отечественной войны Кенигсберг, будучи столицей Восточной Пруссии, сильно пострадал - особый урон нанесли бомбардировки англо-американской авиации в 1944-1945 годах. Кафедральный собор, построенный в стиле северо-германской готики в 1333 году, был значительно разрушен и долгое время не восстанавливался.

Реставрационные работы начались лишь в 1992 году. В настоящее время собор восстановлен практически полностью, частично не хватает лишь внутренней и внешней отделки (витражей).
Источник: РИА Новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.