Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке

Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке Кант в подвале и чужая история: как прошло выездное заседание совета по культуре в Веселовке
kanthous_5.jpgНа очередном заседании совета по культуре при губернаторе ученые, общественники и чиновники попытались нарисовать будущее «домика Канта» в поселке Веселовка Черняховского района. Несмотря на то, что к работам планируется приступить уже в этом году, картина пока вышла довольно сумбурной. В этом убедились журналисты «Нового Калининграда.Ru».

Не «домик», не этот, и не факт, что Канта

Началось выездное заседание совета с визуального осмотра «виновника» переполоха. «Домик», в котором когда-то жил местный пастор и где работал домашним учителем будущий гений философии, на поверку оказался настоящей усадьбой с мансардным этажом. Дружным и шумным табором культурологи, чиновники, ученые, студенты БФУ и журналисты отважно ринулись внутрь кособокого строения, невзирая на поминутные призывы соблюдать осторожность. Все признаки разрухи — сгнившие балки, разобранные кое-где по кирпичику стены, прохудившаяся крыша — как говорится, налицо. Правда, одна из половин здания сохранилась значительно лучше другой. Не до конца еще исчезли выцветшие обои, оконные рамы почти целы, на стене даже висит оставленное хозяевами зеркало, а на подоконнике стоит забытая кем-то икона.

«В домике жила бабуля, ее дочь забрала, — делится с журналистами одна из местных жительниц, Зоя Алексеевна. — И все здесь было загорожено, вот в этой половине, они много лет жили. Все окна были, а потом она вроде продала за 300 рублей. А эта часть давно стоит пустая, кому она нужна?» (Нужна вторая половина была, как позже выяснилось, РПЦ. Правда, епархия уже выразила готовность передать ветхую недвижимость региону).

Культуролог Александр Попадин тем временем нещадно топчет иллюзии, имеющиеся у некоторых участников совещания. К Иммануилу Канту домик имеет весьма опосредованное отношение. Во-первых, до сих пор есть сомнения, что философ жил именно здесь. Во-вторых, от пасторского домика остался максимум подвал (затопленный водой), само здание перестраивалось дважды, и нынешний его вариант, скорее всего, датируется концом 19-го века. Изначально строение было, скорее всего, фахверковым, считает Попадин. «Так что заходить в сам дом и искать дух Канта — довольно бессмысленно. Ну, разве что небо над нашей головой», — «добивает» собравшихся культуролог.

Приунывших было делегатов обнадеживает заведующий кафедрой философии БФУ Вадим Чалый. По его словам, это место все равно уже прочно ассоциируется с критиком чистого разума, даже без правительственных инициатив. «Не очень большой, но постоянный поток образованных людей в Веселовку приезжает еще с 1991 года. И отношение к волею истории доставшемуся нам наследию формирует общие представления о нас и о нашем крае, — гипнотизировал прессу Чалый. — Они ничего не говорят о состоянии здания, они люди культурные и воспитанные. Но по выражению их лиц можно легко прочитать их отношение. Это нехорошо».

К слову, даже местные ребятишки бодро рапортуют, что заброшенное строение на краю родной деревни — именно домик Канта, а сам Кант — философ. Так что соседство им явно на пользу. И не важно, спускался ли гений за чем-нибудь в затопленный подвал.

_NVV0658.jpgВ мансарду — конференции, на первый этаж — переселенцев, Канта — в подвал!

От разговоров о прошлом к планам на будущее члены совета переходят уже в более комфортных условиях — в конференц-зале частного рекреационного комплекса. Приступая к презентации концепции будущего музея, Александр Попадин сразу, отмечает, что на ее разработку было всего 10 дней, так что это — «экспресс-вариант». Но общий смысл того, что именно хотят создать, уловить все-таки можно. Если в двух словах, будущий музейных комплекс будет состоять из двух частей — экспозиционного блока (сам «домик Канта») и жилого двора. В качестве смотрителей и обслуживающего персонала в Веселовку планируется переселить, пардон за каламбур, чету переселенцев. Советник губернатора Николай Перетеров предлагает главу семейства еще и Кантом нарядить. Видимо, для пущего антуража.

На первом этаже пасторского домика предлагается разместить тематическую «философскую» экспозицию, а в мансарде — музей переселенцев. Роль жилого двора должны исполнить два новых корпуса, стилизованные как раз под фахверковые постройки 18 века. Северный корпус, или «Кант-резиденция» должен вмещать «Дом творчества» на 4–6 человек (жилые комнаты, кухня, и туалеты — предусмотрены), мансарду а-ля читальный зал, этнографическую экспозицию «село времён Канта», а также конференц-зал на 50 человек. В западном корпусе хотят поместить летнюю столовую. На площадке за северным корпусом в теплое время года планируется устраивать молодежный палаточный лагерь.

«Кант, гитара, шашлычки», — глумливо перешептываются циничные журналисты. Присутствующие в зале студенты палаточную радость авторов концепции разделить тоже не спешат. «А чем нам там заниматься?» — справедливо интересуются они. «А над этим пусть БФУ голову ломает», — решают члены совета. Профессор «Кантианы» Валерий Гальцов интересуется, чем вообще планируется заполнить все эти 350 «квадратов» выставочных площадей пасторского домика. И предлагает варианты.

«Подвал — исторический, туда-то наверняка Кант спускался!» — замечает Гальцов. В мансарду, по его словам, прекрасно впишутся жилые помещения.

«В музее жить нельзя! — со знанием дела обрывает мечты историка директор Музея янтаря Татьяна Суворова. — А чем заполнить — найдем!». И предлагает разместить в мансарде конференц-зал.

«В подвал же он ходил? Наверняка в погребок за огурчиками лазал?» — подводит итог дискуссии явно настроенный на игривый лад вице-премьер Александр Рольбинов. — Музей Канта — в подвал, переселенцев — на первый этаж, в мансарду — конференц-зал

«А трапезная будет?» — неожиданно вставляет бывший худрук областного драмтеатра Николай Петеров. После пятисекундной паузы следует взрыв дружного хохота.

_NVV0634.jpgЧужая история

Окрестить весь этот музейно-палаточно-гостевой комплекс предлагается «Кант-хаузен», (так поселок Веселовка назывался после 1938 года, до этого он носил другое название — Юдтшен). Но «хаузен» устраивает не всех. Вадим Чалый вспоминает мнение некоторых коллег, смысл которого кратко можно свести к фразе «нацисты переименовали». Доцент БФУ Олег Дементьев предлагает «съесть» «нацистское „ен“» и оставить просто «хауз». Но против англицизмов выступают прочие члены совета. «А почему тогда не „дом“?» — резонно спрашивает член совета Татьяна Иванова. На этом спор бы, может, и утих, но под горячую руку попадает и сама Веселовка. «Заодно» предлагается переименовать и ее. Этот почин на корню срубает Рольбинов, заявив, что «так можно и Черняховск с Калининградом переименовать».

«Резиденция Канта!», «Кантовка вместо Веселовки», уже откровенно забавляются участники встречи. «Резиденция предполагает наличие вертолетной площадки», — намекает профессор «Кантианы» Геннадий Кретинин. «И ничего, построим», — присоединяется к общему веселью Рольбинов.

Редкое единодушие члены совета проявляют, когда речь заходит о восстановлении памятника Первой мировой, который стоял когда-то прямо напротив бывшего пасторского домика. Его очень хорошо видно на старых фото.

«Нет смысла его восстанавливать», — говорит Вадим Чалый. И поясняет, что непонятно даже, что именно на нем было написано. Ему отвечают, что, скорее всего, имена погибших солдат из соседних деревень.

«Таких знаков ставилось очень много, и не факт, что этот представляет какую-то особую ценность», — вторит глава региональной службы охраны памятников Лариса Копцева.

«Этот памятник очень хорошо сочетался со стоящей рядом кирхой, — добавляет доктор искусствоведения, профессор БФУ Наталья Шамардина. — А если кирхи нет, зачем восстанавливать памятник?»

«Может, не восстанавливать, а просто фото в музее разместить?» — проявляет чисто музейную смекалку Татьяна Суворова.

«Может, его сделать плоским?» — следуют уже почти экзотичные варианты.

«Это не наша история!» — в конце концов эмоционально заявляет Валерий Гальцов.

«Вот как мы к чужой памяти относимся, так и к нашей будут относиться», — замечает на это Татьяна Иванова.

Гальцов вспоминает и о бронзовом орле, венчавшем мемориал. «Ничего, сделаем орла поменьше», — благодушно предлагает Рольбинов. И уже серьезно подводит итог: мемориальная табличка нужна, фото в музее тоже, сам памятник — нет.

Впрочем, точку в спорах о том, как же будет выглядеть музейный комплекс, ставить рано, концепцию придется дорабатывать. Правда, времени на это в обрез — приступить к работам планируется уже в 2014 году. Уже двигаясь к выходу, кто-то из студентов замечает, что сам поселок переименовывать явно не стоит, «Веселовка» все-таки самый удачный вариант.

Текст — Алла СУМАРОКОВА, фото — Виталий НЕВАР, иллюстрации и архивные фото предоставлены Александром Попадиным 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алла Сумарокова

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.