Люди в черном
Набережная Круазетт в Канне во время работы выставки недвижимости МИПИМ (MIPIM) напоминала рощу, на которую опустилась огромная стая скворцов. Черные костюмы, белые рубашки и галстуки на несколько дней стали дресс-кодом обычно раскрепощенной и неформальной публики французского побережья. В многочисленных кафе и ресторанчиках люди в черном с утра до позднего вечера занимали все стулья и столики, галдели на самых разных языках и выпивали мегатонны кофе со сливками. Официанты буквально сбивались с ног, а продавцы самых дорогих бутиков за три дня сделали, наверное, годовую выручку. Сумочки Hermes за 4 тысячи евро расходились на сувениры, а в Louis Vuitton не хватало туфель нужного размера.
- Выставка все перевернула с ног на голову! - сказал мне местный житель. - Обычно у нас тихо, никто никуда не торопится, и свой утренний круассан мы съедаем к полудню.
МИПИМ заставил всех бегать, протискиваться сквозь постоянную толпу и чувствовать себя частью огромного делового пространства, сжавшегося до размеров Дворца фестивалей.
51-й павильон
Знаменитый каннский Дворец фестивалей, где расстилают красную дорожку для кинозвезд и вручают золотые пальмовые ветви передовикам мирового кинематографа, не мог вместить больше 2 тысяч участников МИПИМа. Павильоны за стенами дворца протянулись вдоль всей набережной, напоминали белые шатры, в которых кипела своя, экспозиционная жизнь. Где-то наливали шампанское, где-то угощали пирогами, где-то привлекали высоченными красавицами в красных нарядах. Но главным образом, конечно, сверкающими, переливающимися макетами и видеороликами.
Народ шел непрерывным потоком, с улицы затекал в павильоны, выплывал наружу. «Своих» узнавали по желтым лентам на шее, к которым крепились бейджики-пропуска. Впрочем, «своих» было подавляющее большинство, и это как-то сближало, и за пределами выставки - тоже.
Наш «поток», добираясь до калининградского стенда, проходил через экспозиции Краснодара, Казани и Дубая. Краснодар блистал и размерами, и масштабностью проектов, и дерзкими архитектурными идеями. Кроме того, край не поскупился на рекламу за пределами павильона, завесив билбордами весь Канн. Казань показала, например, очень любопытный макет ботанического сада в форме стеклянной стрекозы.
Когда у Георгия Бооса спросили, что ему понравилось на выставке, он тоже отметил Краснодар и Казань:
- Но это, скорее, к вопросу о том, как готовить проекты, - заметил Боос. - И какова должна быть техника преподнесения, приемы экспозиционного характера. Но ничего сверхъестественного я не увидел. Подождите! Постепенно, по мере того, как количество серьезных и действительно значимых проектов у нас прибавляется, их презентации тоже станут более яркими.
Губернатор не просто попросил журналистов не торопиться с разочарованиями. Мол, у нас все так чистенько, но скромненько, без сенсаций. На следующий год Боос пообещал выставить рекреационный комплекс с мариной в Пионерском (по предварительным оценкам, инвестиции в 150-170 миллионов евро), туристско-рекреационную зону в Поваровке, где разместятся игровые залы, и, возможно, даже Куршскую косу.
Кстати, уже в августе в Канне состоится неделя Калининграда. Готовится грандиозная культурная программа, один только фейерверк запланирован на целый час. Да-а, набережной Круазетт еще предстоит задохнуться от восторга, увидев, на что способен Калининград.
«А где шампанское?»
Но и в этот раз в Канне у калининградской делегации был повод поднять бокалы с шампанским. Как уже сообщала «Комсомолка» (см. номер за 12 марта), накануне открытия выставки Георгий Боос подписал два инвестиционных меморандума о строительстве гостиниц «Хилтон» и «Ибис» в Калининграде. Это результат прошлогоднего МИПИМа.
Подписал и поинтересовался, будет ли шампанское. Шампанское было. Боос с удовольствием чокнулся с генеральным директором MJBalt&ELR Group Иехудой Маймоном, который будет строить у нас «Хилтон». И уже по правилам своего собственного хлебосольства позвал всех участников церемонии в ресторан, где угощал восхитительным буйабесом, французским супом из морских «гадов».
В этот вечер всем, кто прилетел во Францию, казалось, что ничего невозможного для Калининграда не существует…
Около 6 миллионов рублей, потраченных на выставку в этом году, по словам Георгия Бооса, только подписанием двух контрактов принесут 150-200 миллионов рублей в виде налогов, не считая сотен рабочих мест.
Своя фишка
Наш стенд, понятно, выглядел скромнее Краснодарского. Но своя фишка у нас тоже была. И заключалась она ровно в том, что мы были не похожи на остальных. Застройка исторических центров в Калининграде и Гусеве (оба проекта выставлялись) с фасадами, аутентичными Кенигсбергу и Гумбиннену, но при этом с современным содержанием зданий и инфраструктурой - задача настолько красивая, насколько сложная.
- Поймите, - говорил мне Юрий Находкин, чья девелоперская компания готова взяться за проект Альтштадта. - Пока это только идея! Дальше требуется глобальная работа по концептуальному, архитектурному и финансовому проектированию.
По оценкам и главы Калининграда Александра Ярошука, и главного архитектора Александра Башина и того же Находкина, и президента фонда «Возрождение» Сергея Карамышева, на реализацию идеи уйдет лет 7-8.
- Мы говорили с одним из ведущих архитекторов Франции, - сказал Ярошук. - И он согласился с тем, что центр Калининграда надо застраивать, восстанавливая тот вид, какой он имел в Кенигсберге. К этой территории мы подходим комплексно, разрабатываем ее целиком, чтобы объединить весь район пешеходными, культурно-развлекательными зонами, привлекательными для туристов и горожан.
Обед по расписанию
Вся суета выставочного Канна, тем не менее, не произвела впечатления на местных таксистов. Огромные очереди на стоянках такси, чтобы разъехаться по гостиницам, стоили участникам МИПИМа изрядных нервов и времени. Работа павильонов заканчивалась в семь вечера, и, как назло, на этот же час приходился… ужин у водителей. Гораздо больше шального заработка их волновали свои сытые желудки. Наш российский обычай - ради гостей разбиться в лепешку - французам совершенно не характерен. Как и дорожным полицейским, безбожно штрафовавшим владельцев дорогих автомобилей, припаркованных у набережной Круазетт в неположенных местах. Европа столь же прагматична, сколь и воспитанна. Заверения в дружеском участии, комплименты, улыбки и рукопожатия, но бизнес есть бизнес. В какую бы обертку его ни заворачивать. И в этом смысле МИПИМ - очень полезный опыт.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter