Символ Раушена-Светлогорска - морская водолечебница отмечает 100-летний юбилей

Помнится, еще на заре перестройки я возил знакомого москвича на экскурсию в Светлогорск. Город и море столичному жителю понравились. Но больше всего его поразило здание водолечебницы, которое по устоявшейся традиции считается символом морского курорта.

- Знаешь, в ней есть что-то необычное, - произнес он, разглядывая увитую плющом (или, может, диким виноградом?) башню. - С одной стороны, строение представляется старинным, а с другой - авангардным, передовым. Такое впечатление, что его проектировал архитектор Мельников.

Константин Мельников прославился в 20-30-х годах весьма экстравагантными проектами. Наиболее полно его идеи воплотились в доме, построенном для себя в Кривоарбатском переулке. Особенно поражают в нем огромные окна в виде ромбов на цилиндрическом теле здания.

Сходства с мельниковским творением я у водолечебницы как-то не обнаружил. Хотя определенная смелость в «визитной карточке» Светлогорска несомненно есть. Чего стоят только совершенно «разнокалиберные» окна на фасаде и изящные люкарны на куполе!

Авторство морской водолечебницы приписывают известному кенигсбергскому скульптору Вальтеру Куккуку. Тому самому, что построил здание «Нового театра Луизы» (нынешний драмтеатр) и ресторана в зоопарке. Надо сказать, у этих творений Куккука не очень счастливая судьба. «Новый театр Луизы» неоднократно переделывался. Последний раз в 1960 году, причем почти до полной неузнаваемости. А в зоопарковском ресторане долгое время обретался слон, нынче же там расположилась администрация зверинца.

А вот морской водолечебнице, построенной в 1908 году, повезло больше. Во время войны она практически не пострадала. Как, в общем, и Раушен в целом. Дело в том, что маленький курортный городок не имел промышленных производств и не расценивался как стратегически важный объект. Поэтому массированным бомбардировкам он не подвергался. А во время штурма (который длился очень недолго) основные боевые действия происходили в нижней части города, у озера Тихое.

В советский период водолечебница, правда, подверглась изменениям, но они были незначительны и в большинстве своем пошли ей на пользу.

Я долгое время полагал, что солнечные часы на башне – задумка архитектора Куккука, и лишь совсем недавно узнал, что на самом деле они появились… в 70-х годах прошлого века. Их создал известный скульптор Николай Фролов, чьи творения в Светлогорске можно встретить чуть ли не на каждом шагу. Например, панно «Космос» на здании местного кинотеатра или скульптурная композиция «Морская симфония» на клубе военного санатория – его рук дело.

Впрочем, относительно часов на башне заблуждался не только я. Говорят, в конце восьмидесятых годов в Светлогорск приехала немецкая съемочная группа, которая готовила сюжет об истории города-курорта. Естественно, «гвоздем» репортажа стала водолечебница. Оно и понятно – красивей здания в округе не найти! Журналисты собрали о нем всю информацию, которую можно было достать. Единственное, что им не удалось, так это выяснить, кто автор солнечных часов на башне. Они перерыли все архивы, но так и не смогли найти немецкого скульптора, который бы имел к ним отношение. Мысль о том, что часы мог изготовить не немецкий скульптор, репортерам даже в голову не приходила – очень уж органично они вписались в общую композицию. Когда местные краеведы открыли журналистам правду, удивлению их не было предела.

Надо бы отметить, что, по некоторым данным, это чуть ли не первое в Раушене сооружение, возведенное с использованием железобетонных конструкций. Массивные блоки плотно подогнаны друг к другу и отделаны крошкой из щебня. Вроде все просто, а результат – потрясающий.

На 25-метровую водонапорную башню можно было подняться и любоваться прекрасным видом. Находящийся в водолечебнице бассейн наполнялся морской водой прямо из моря с помощью мощного насоса.

Если говорить о стиле, в котором построено здание, то тут у искусствоведов нет единого мнения. Кто-то полагает, что это национальный романтизм, другие уверяют, что модерн.

В пользу первой версии говорят контуры здания, которое, как ни крути, чем-то напоминает немецкую кирху или замок. Сторонники второй теории обращают внимание на общую асимметричность композиции, на обтекаемые (в виде мятого овала) окна и некоторые другие «модерновские» признаки.

Впрочем, сторонники обеих версий сходятся в том, что водолечебница хороша. Причем в любое время года. Летом прелести ей добавляет изумительная зеленая «накидка» , осенью – золотая, а зимой творение Куккука украшает графический узор из стеблей обвивающих башню растений.

В этом году Раушену-Светлогорску «стукнет» 750 лет. 100 из них он прожил с изящной водолечебницей. Круглые даты, однако. Хорошо бы отметить…

Владимир МЫШКИН
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.