Галина Вишневская: "В Кенигсберге я пела для солдат-победителей"

Оперная прима приедет к нам 21 апреля на Международный фестиваль «Русская музыка на Балтике». Калининградцы увидят спектакль «Евгений Онегин», который играют актеры Центра оперного пения Галины Вишневской. Сама певица не так давно снялась в фильме Александра Сокурова «Александра». Вдова Ростроповича сыграла бабушку офицера-разведчика, служащего в Чечне. Об этом и о многом другом Вишневская рассказала в эксклюзивном интервью «Комсомолке».


Страшное впечатление

- Последний раз вы были здесь в апреле 1945 года. Какие остались воспоминания о городе?

- Летом 45-го с театром Малая оперетта мы выступали в воинских частях, шли за армией. Кенигсберг, который мы увидели, произвел страшное впечатление. Развалившиеся, когда-то красивые особнячки, дома разбитые, и при этом… чисто подметенные прямые улицы. Вероятно, их убирали немцы. Это несоответствие поражало. Мы жили в воинской части, в нескольких уцелевших зданиях. А пели для солдат-победителей.

- Удалось ли пообщаться со зрителями?

- Конечно. Приходили в основном военные. Гражданских (немцев. - Ред.) было мало, и они находились в жутком состоянии: голодные, исхудавшие, напоминали мне блокадных ленинградцев. Жалости они не вызывали. Все то, что пережили мы, было еще очень близко. Когда началась война, мне было 14 лет. Я перенесла все невзгоды, боли погибшей семьи, сама не понимаю, почему осталась жива. Мне было что вспомнить, глядя на немцев, на их города. Мы в Кенигсберг из Ленинграда ехали поездом. А с нами - бывшие немецкие пленные, беззубые, цинготные молодые ребята. Мы, тут же в вагоне, делились с ними своим скудным хлебом.

- А с немцами в Кенигсберге вы общались?

- Да, один из этих эпизодов попал в мою книгу. (Она называется «Галина. История жизни». - Ред.) Помню, я ходила по улице в военную столовую. Там, в палисаднике дома, всегда сидела девочка. Ее звали Хельга. Белокурая, похожая на ангела. На ее тоненьких ножках были огромные башмаки. Мы кормили эту девочку в столовой… Ну разве она была в чем-то виновата? Как ее не пожалеть? Все немцы тогда голодали.

- То есть вы не испытывали ненависти к немцам?

- Во время войны, конечно, испытывала. Как можно было их любить? В Ленинграде трупы лежали на улице и с вырезанными ягодицами, потому что было людоедство. Более миллиона гражданского населения из-за них погибло. Но ведь война кончилась.


О Большом театре

- Ситуация в Большом, да и в стране вообще вынудила вас покинуть страну. Потом вы пели в самых знаменитых залах мира. Какой из них самый лучший?

- Несмотря ни на что - Большой театр. А в том, что нам с Мстиславом Ростроповичем пришлось уехать, виноват не театр, а его труппа. Тем не менее я люблю Большой и счастлива, что пела там 22 года. Лучшего не знаю. Я работала в самых лучших театрах мира, но такого ощущения, как там, не было нигде. Золоченые ложи, красный бархат, хрусталь. Имперское величие!

- Кто-то сказал, что у зрителей каждой страны свой характер…

- В Италии непонравившегося певца могут освистать. В России так поступать не станут: мы пожалеем исполнителя, чтобы он в следующий раз спел и реабилитировался перед публикой.


«Не люблю боевики»

- В фильме «Александра» есть сцена, где вы берете в руки автомат. Выглядело это так, как будто вы уже на самом деле пользовались оружием. Это так?

- Не пользовалась, но оружие я знаю. Во время войны ухаживать за оружием меня учили. Во время обороны Ленинграда я прослужила в местной ПВО около двух лет. Кстати, именно это спасло мне жизнь. Вместо 125 блокадных граммов хлеба, я получала военный паек - 400 граммов.

- На коробке с диском написано, что «Александра» - это драма. Что лично для вас самое драматичное в этой картине?

- Растерянность людей с одной и другой стороны (сюжет фильма разворачивается на фоне чеченской войны. - Ред.). У Сокурова по улицам Грозного ходят уже не враги. Они в растерянности от того, что они натворили, и не знают, что дальше делать. Бабушка офицера федеральных войск, которую я играю, в моем представлении, идет по земле как Богоматерь.

- То есть?

- Понимаете, все, что существует вокруг нас, выношено женщиной. В этом смысле моя героиня - это женщина, родившая весь мир. Она идет и смотрит на то, что вы, мужчины, натворили на земле.

- Вам нравятся какие-нибудь известные фильмы о Чечне?

- Нет. Эти боевики, в которых льется кровь, смотреть невыносимо. Пищи для размышлений они не дают. Вспомните Библию: «...вначале было слово». Оно может убить, но оно способно и воскресить. Махать кулаками не нужно и бесполезно. Нужно учиться разговаривать друг с другом. По-настоящему.


ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Галина Павловна Вишневская - оперная певица, народная артистка СССР.

Родилась в Ленинграде 25 октября 1926 года. Выросла в Кронштадте.

В 1952 году стала солисткой Большого театра, где исполнила более 30 партий.

В 1955 году Галина Вишневская вышла замуж за знаменитого виолончелиста Мстислава Ростроповича. За активную социальную позицию Вишневскую вместе с мужем лишили гражданства и всех почетных званий. В 1974 году Вишневская и Ростропович уехали из СССР.

В 1990 году прима вернулась в Россию. В Москве она создала Центр оперного пения, где и преподает сегодня.

Среди многочисленных наград Вишневской - медаль «За оборону Ленинграда», Алмазная медаль города Парижа, орден Почетного легиона и орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.