Конкурс на замещение должности главы калининградской "драмы" отложили

Вчера должен был начаться конкурс, по результатам которого определилось бы имя нового руководителя Калининградского областного драматического театра. Однако, как сообщила «Комсомолке» юрист регионального министерства культуры Ольга ДЕМЕНТЬЕВА, право на проведение этого конкурса забрала себе конкурсная комиссия аппарата областного правительства. Таким образом, интрига затягивается...


Бунт пятерых

- Петеров далеко не главный режиссер и уж тем более не художественный руководитель в профессиональном смысле этих слов, - сказала режиссер-постановщик Костромского государственного драматического театра Елена САФОНОВА, которая несколько лет назад работала в Калининградском драматическом театре главным художником. И ушла из-за того, что не сработалась с Петеровым. Хотя до сих пор считается, что Сафонова была одним из самых талантливых художников-сценографов, соратником режиссера Евгения Марчелли по Тильзит-театру. - То, что он начал ставить спектакли, было большой ошибкой с его стороны. Да, благодаря его упорству театр выжил. В свое время Петерову удавалось выбивать деньги на зарплату актерам, когда в стране повсеместно царил бардак, а в театре - безденежье. Он спас театр, но теперь этого уже недостаточно. Нужно было придумать что-то еще. Сейчас в театр должна прийти команда. Один человек - и директор, и худрук в одном лице, как при Петерове, ничего не решит.

Напомним, что в начале мая, когда директор и художественный руководитель Калининградского областного драматического театра Николай Петеров находился в Москве, стало известно о том, что региональное министерство культуры объявило о его увольнении.

- Отставка Николая Владимировича связана с тем, что пять человек из актерской труппы пошли в министерство культуры и выразили ему как художественному руководителю театра недоверие, - сказала тогда нашей газете временно исполняющая обязанности директора Калининградского областного драматического театра Наталья ПЕТЕРОВА, жена Николая Петерова и бывший заместитель директора по билетной части театра. - С одной стороны это, конечно, очень печально, но с другой - хорошо, что за те тринадцать лет, что Николай Владимирович руководил театром, нашлось только пятеро недоброжелателей.

Авторы обращения в областное правительство категорически возражают против того, чтобы их имена стали известны. В приватных разговорах с журналистами они умоляют на них не ссылаться. Говорят лишь, что театр мертв и «нет сил больше смотреть на то, что там происходит»… Ничего себе авторитет руководителя, не допускающего иных мнений, кроме своего! Царь. «Царь Федор Иоаннович».


В одном лице

Неожиданная отставка Николая Петерова формально стала итогом стечения обстоятельств. Во-первых, как уже сказано, случилось обращение пяти актеров в министерство культуры. Во-вторых, созрело решение министерства культуры провести в областной «драме» реформу и разделить полномочия директора и художественного руководителя. И, в-третьих, 5 мая истек срок его контракта. Этим и воспользовались в минкульте, которое, по сути, является учредителем театра.

- На месте Петерова мог оказаться каждый - учредитель театра просто решил поменять схему управления, - считает директор Калининградского областного театра кукол Александр ПЕРЕБЕЙНОС.

Но если отвлечься от формальных причин увольнения Петерова, можно сказать, что ситуация назревала давно. В репертуарном театре, содержащемся на бюджетные деньги (около 20 миллионов рублей в год), «пожизненные» должности и роли приводят к застою, отсутствию ярких кассовых постановок, творческого поиска, громких премьер. Что-то не слышно и об успешных российских режиссерах, стремящихся ставить свои спектакли с труппой калининградского театра.

В интервью журналу «Королевские ворота» еще год назад об этом говорил и наш знаменитый писатель и драматург Евгений ГРИШКОВЕЦ: «Меня возмущает, что больше половины заработанных артистами денег, которые зрители платят за билеты, идет за аренду государственного театра. А договориться с театром, чтобы я получал адекватные деньги и театр при этом тоже зарабатывал, и чтобы это было регулярно, невозможно. Я бы хотел жить здесь и выступать так же часто, как в Москве, раз в два месяца. Иметь свои декорации, складировать их здесь, а не привозить из Москвы. Это же нонсенс, я здесь живу, я не москвич, но за 8 лет я дал четыре спектакля в драмтеатре, и то во время «Балтийских сезонов». Это нормально? Это ненормально!»


Кого выберут?

В министерстве культуры Калининградской области сразу после отстранения Николая Петерова от должности заявили, что он тоже сможет принять участие в конкурсе.

В театре поспешно провели собрание коллектива, в ходе которого подавляющее большинство сотрудников проголосовали против увольнения Николая Петерова. 102 голоса из 106 присутствующих.

- Перед общим собранием коллектива никаких разговоров, призывающих к поддержке Петерова, я лично не слышал, - сказал актер Калининградского областного драматического театра Геннадий ФИЛЛИПОВИЧ. - Если после конкурса Николай Владимирович все-таки останется в театре, то почти наверняка займет место директора, а не художественного руководителя.

- Вижу только двух человек, которые смогли бы достойно представлять наш драматический театр в качестве главного режиссера, - добавил Александр Перебейнос. - Это Евгений Марчелли и Евгений Гришковец. Но надо ли им это?

Хороший вопрос. Для Гришковца это был бы новый опыт. А вот Марчелли в Калининградском драмтеатре режиссером уже был. Недолго. Его спектакль «Сон в летнюю ночь» среди «почетных театральных деятелей» был признан чуть ли не провалом. А сейчас с оглушительным успехом идет в Омской драме. Там Марчелли без преувеличения носят на руках, омский губернатор опекает и театр, и режиссера, о нем пишут столичные издания, снимает фильм телеканал «Культура», и скоро Марчелли станет одним из самых известных режиссеров русской провинциальной сцены. Оставаясь при этом чуть ли не изгнанным из родного Калининграда. Поэтому вернуться для него означало бы своего рода взять реванш.

- Если от нового руководства театра мне поступит предложение, то я вступил бы в переговоры, - сказал «Комсомолке» Евгений МАРЧЕЛЛИ. - Но мое положительное решение будет зависеть от многих аспектов. Я давно не был в театре и не знаю, в каком состоянии он находится. Однако, насколько мне известно, Петеров может принять участие в конкурсе на замещение должности директора театра. Если его возвращение возможно, ни о каких переговорах со мной и речи быть не может.


МНЕНИЕ

Сергей КОРНЮЩЕНКО, режиссер, руководитель «Д-театра»:

- Когда я учился на втором курсе Российской академии театрального искусства, я часто ходил в драматический театр и сидел там на репетициях спектаклей Марчелли. Я предпочитал многим занятиям его репетиции. Тогда я и познакомился с Петеровым. Однажды он зашел в зал и отозвал меня в сторонку на разговор.

- Почему вы не встаете, когда я вхожу в зал? - спросил он меня. С тех пор я обходил Петерова стороной и старался с ним не встречаться.

Сейчас изменения назрели. Театр в ужасающем состоянии. Ужасающий, катастрофический уровень спектаклей, труппы, приглашаемой режиссуры. Актеры плохо существуют на сцене, совсем не современно, так не играют в нормальных театрах. Все это - от отсутствия режиссера.

При Марчелли театр ожил, задышал. Но это быстро закончилось. Петеров съел Марчелли за год. После этого театр заснул и до сих пор пребывает в серой дреме.
Источник: Комсомольская правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.