Завтра в Гусеве откроют отреставрированную фреску

То, что на стене актового зала Гусевского сельхозтехникума под толстым слоем масляной краски «спрятано» масштабное произведение профессора Кёнигсбергской академии художеств, в городе знали давно. С начала девяностых. Ностальгирующие немецкие туристы рассказывали, да и довоенные фотографии сохранились. Однако долгое время о реставрационных работах гусевцы даже не мечтали. Дело это недешевое, а с деньгами у муниципалитета в постперестроечное лихолетье было так себе.

Пару лет назад в качестве компенсации решено было сделать уменьшенную копию фрески на одном из домов Гусева. За работу взялся местный художник Борис Яров, и вскоре на улице Менделеева появилась своя «Встреча». За неимением оригинала туристы стали фотографироваться на фоне копии.

Но это было не то. И в 2006 году городские власти, трезво оценив свои финансовые возможности, заручившись поддержкой области и неравнодушного бизнеса, приняли решение объявить конкурс на проведение реставрационных работ.

Победу, как и ожидалось, одержала группа реставраторов из Санкт-Петербурга. Та самая, что работала на Королевских воротах.

В первые же дни питерцев ждала неожиданность. Соскоблив очередной слой краски, они увидели вовсе не Фридриха, а … Владимира Ильича Ленина, который, по своему обыкновению, призывал идти вперед, к победе коммунизма.

- Ничего удивительного, - объяснил парадокс директор Гусевского историко-краеведческого музея Анатолий Фесенко. – Что же еще могло быть изображено в актовом зале сельхозтехникума в советские времена? Только Ильич.

Впрочем, постепенно на стене стало появляться то что надо. То есть встреча с Фридрихом Вильгельмом I переселенцев из Зальцбурга.

Эмигранты прибыли в здешние края в 1732 году. К тому времени после эпидемии чумы Пруссия совершенно обезлюдела, и Фридрих Вильгельм I стал зазывать сюда новых жителей. Однако первая «партия» новоселов, прибывшая из Центральной Европы, монарха не устроила категорически. Поскольку приехал всякий сброд и крестьяне, а Фридриху Вильгельму I нужны были ремесленники. Тогда-то он и обратил свой взор на далекий Зальцбург, где начались гонения на протестантов. Он смекнул, что эти неприхотливые и трудолюбивые люди могли бы быть ему полезны, и пригласил их переселиться в Пруссию. Фактически поставленные у себя на родине вне закона зальцбуржцы охотно согласились и, не раздумывая, снялись с насиженных мест.

По словам Фесенко, всего в Пруссию прибыло около 30 тысяч человек. 12 тысяч из них осели в Гумбиннене.

Фреска была заказана Хайхерту обществом потомков тех самых зальцбуржцев. Работу мастер закончил в 1912-1913 годах.

«Полотно» получилось масштабным. Шестнадцать метров в длину, восемь – в высоту. Как уже говорилось, произведение было известно главным образом по фотографиям довоенной поры. Но по мере того, как питерцы соскабливали слой со слоем, выяснилось: на снимках - не вся картина. Видимо, фотоаппараты не могли тогда все «ухватить». Речь, в частности, идет о двух группах людей, которые подносят воду переселенцам. Это очень важный момент. Он свидетельствует о том, что местное население относилось к переселенцам доброжелательно.

Впрочем, надо отметить, что художник не очень четко следовал исторической правде. На самом деле прибывших переселенцев Фридрих Вильгельм I встречал в Берлине, и Отто Хайхерт это, судя по всему, знал. Но, тем не менее, позволил себе небольшой художественный вымысел, перенеся место действия на своей картине в Пруссию. Под фреской художник написал фразу, которую приписывают королю. При встрече он якобы сказал переселенцам: «Мне - верные сыновья, вам - милая родина».

Анатолий Васильевич полагает, что эта фраза очень хорошо характеризует историю нашей земли. По его мнению, она вполне могла бы стать своеобразным девизом Калининградской области. Ведь Пруссия в силу совершенно разных причин всегда принимала у себя переселенцев. Люди приезжали сюда со всех концов света и обретали новую родину. Возможно, поэтому при всей местной этнической и религиозной пестроте конфликтов на этой почве здесь не было. Естественно, если не считать период нацизма.

- В целом фреска была отреставрирована в конце прошлого года, но последние штрихи реставраторы сделали совсем недавно, - говорит Анатолий Васильевич. – Сейчас же ведутся работы по детальному восстановлению интерьера зала. В частности, по старым фотографиям воссоздается деревянная панель, которая располагалась под фреской. Надеюсь, ко дню города все будет готово.

День города Гусев отметит в ближайшую субботу, 24 мая. Будет много интересного. Но «гвоздем программы», конечно, станет торжественное открытие восстановленной фрески. Ожидается присутствие многих важных персон. В том числе и губернатора области Георгия Бооса.

- Ну а после праздников-то что? – спрашиваю я. – Как дальше будет использоваться зал с фреской?

- Раньше в здании нынешнего сельскохозяйственного техникума располагалась Фридрихшуле – довольно престижная школа, - рассказывает Фесенко. - Поскольку зал учебного заведения имеет превосходную акустику, там довольно часто проходили всевозможные концерты. Думаю, эту традицию, можно продолжить. Кроме того, когда зал приобрел приличный вид, там можно проводить разного рода официальные мероприятия.

Есть у Анатолия Васильевича и еще одна идея.

- Сейчас наш музей разрабатывает туристический маршрут - делится планами он. – И посещение актового зала с фреской будет одним из основных пунктов экскурсии. Потому что это – изюминка нашего города. Это то, чего ему так долго не хватало!

Владимир МЫШКИН
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.