Гданьск накануне лета принял эстафету международного музыкального фестиваля

Все новости по теме: Соседи
Жарко, солнечно, многолюдно, всюду разномастные кафешки. Фонтан на «морскую тему» - красивый и неодетый дядька Нептун с грозным трезубцем в руке оседлал смешномордую зубастую таксу с лошадиной головой (морской конёк, надо полагать), вокруг «всадника» - забавные чудища-чудики. А вокруг фонтана – красивейшая площадь, вымощенная брусчаткой, обширная пешеходная зона. Уличные музыканты с маленькими гармошками, уличные художники-«моменталисты», щёлканье фотоаппаратов, людская река активно поглощает мороженое.

Но прибывшим в неповторимый город калининградцам особенно некогда любоваться обывательской безмятежностью и прелестью «окружающей среды». Им пора на репетицию, ведь «Русская музыка на Балтике» продолжается, только уже не в России и Германии. На сей раз ансамбль «Гармоника» (руководитель – заслуженный артист России Сергей Надопта) и солисты филармонии (певцы и инструменталисты) прибыли в Польшу. Программа – «Русская песня – русская душа!».

Гостей встречает хозяйка Российского дома науки и культуры Елена Шилова. Она обсуждает с музыковедом, заслуженной артисткой России Ириной Андреевой предстоящий вечер. А сами артисты тем временем репетируют – кто в зале (там рояль), а кто в здешней библиотеке. В читальне каждый поёт и играет своё. Получается красивая такая какофония, разбавляемая анекдотами и хохотом. Запевшие было дуэтом «нерусское» заслуженный артист России Николай Горлов и «новенькая» Мария Захарова тут же строго пресекаются коллегами: а вот не надо выпадать из рамок фестивального «меню», не время. Попутно обсуждается удивительный «триумф» родной страны на «Евровидении», нехватка мастеров, делающих баяны, нежелание молодёжи осваивать этот удивительный инструмент, тотальное наступление попсы и проч. Наконец, переодеваются и – пожалте на сцену.

Небольшой зал переполнен поляками. Концерт уже традиционно начинает патриарх Николай Горлов. Сегодня в его исполнении «под «Гармонику» звучат только русские народные и лирические песни. Их характер то масштабен и пафосен, то сентиментален и - непредсказуем. Николай Константинович и музыканты с подобным коктейлем управляются мастерски – непричёсанная страна Россия всей своей громадой втискивается на сцену и – поёт, то буйная, то нежная, то угрюмая, то – исполненная высокой печали. Затем зрители встречают Марию Захарову. У неё такой прелести голос (меццо-сопрано), такая роскошная улыбка и такой задушевный репертуар – публика отпускать не хочет, требует (и получает) «добавки». Очередь Надежды Данчевой. После Горлова и Захаровой, кажется, будет нелегко. Но - певица не пасует: Надя вся золотистая, «принцессистая», сопрано льётся, взмывает, «расстрагивает» до слёз. А когда очередь доходит до «Самары-городка», зал покорён с потрохами. Так симпатичную песенку ещё никто не исполнял – из лёгонькой и простенькой она стала невесомой и совершенно обворожительной.

Недавно сложившийся дуэт балалаечника Андрея Кириченко и цимбалистки Евгении Самохиной вырос в трио – с ребятами выступает заслуженная артистка России пианистка Наталья Стадникова. Молодые музыканты просто колдуют (и заколдовывают). Женя творит музыку, выделывая руками и молоточками над своим слегка космическим «языческим органом» непостижимые (неуловимые порой) пассы, Андрей из трёх струн вытаскивает удивительной заковыристости и филигранности мелодии, концертмейстер – уже не понять, ведёт или идёт за молодёжью. С «привычными» звуками рояля «непривычно» и совершенно органично сочетаются «неправильная, много на себя берущая» балалайка и изумляющие цимбалы.

По ходу концерта «Гармоника» дарит слушателям инструментальные обработки, пьесы, под занавес в дело идут коробочки-трещотки, даже – допотопная стиральная доска. Её, не выдержав энтузиазма, царящего на сцене, выскочив, срочно освоил Николай Горлов. Он же и завершил концерт, «рассказав» драматическую историю о том, как коварный «кум куме судака тащит», а потом громово-медовым басом вымогает «ну, поцелуй, ну, поцелуй ты меня, кума-душенька».

Хорошо получилось. Искренне, интересно, красиво, неожиданно. Публика долго не хотела расходиться, покупала диски «Гармоники», брала автографы. Елена Шилова, успехом своих гостей окрылённая, договаривалась с заместителями директора Калининградской филармонии о дальнейшем сотрудничестве, выражала надежду, что дружба калининградских талантов с местной, в частности, публикой будет крепнуть и крепнуть.

После лёгкого фуршета за окнами автобуса «побежал» вечереющий Гданьск, необыкновенный, опять не посмотренный толком. Но – если сотрудничество продолжится (а почему нет?), может быть, ещё будет возможность изучить его узкие улочки, высокие соборы, многочисленные музеи…

Наталья ГОРБАЧЁВА
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.