Фестиваль "Балтийские сезоны" превратил Калининград в эпицентр театральной жизни страны

КАЛИНИНГРАД, 6 июля (Корр. АНН Иван Глазьев). В Калининграде проходит второй театральный фестиваль "Балтийские сезоны". Он открылся выступлением труппы Большого театра. Опера «Иоланта» Петра Чайковского дала старт театральному действию и открыла программу культурных мероприятий программы празднования 750-летия Калининграда. На ближайшие три месяца эксклав стал центром театральной жизни России.

После открытия символа праздника, памятника архитектуры XIX века «Королевские ворота», шествия по улицам Калининграда и мотопробега байкеров по улицам города, часть его жителей собралась в капитально отремонтированном здании драматического театра. Чиновники, бизнесмены, политики и журналисты, утомленные шумом заполненных празднующими и празднованием улиц и являющиеся обладателями заветных пригласительных билетов, смогли расслабиться и услышать оперу Петра Чайковского «Иоланта» в постановке Георгия Ансимова.

На «Балтийские сезоны» возложили большие надежды

Генеральный продюсер фестиваля «Балтийские сезоны», глава Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский в аннотации к красочной программе гастролей Большого театра в Калининграде назвал фестиваль «праздником искусства, который позволит жителям самой западной точки России оказаться в центре отечественной культуры». Настрой участников пресс-конференции накануне, где Давид Смелянский и замглавы Роскультуры Владимир Малышев представляли журналистам программу фестиваля, явно давал понять, что надежды на «Балтийские сезоны» возложены немалые. Известнейшие театры, режиссеры и актеры явно призваны в Калининград для утверждения его российского статуса не только в политическом смысле, но и в разрезе культурной жизни.
Тем не менее, дирижер Большого театра и народный артист России Павел Соколов особого груза ответственности перед Калининградом и его статусом не чувствует. «Мы просто приехали на гастроли. Мы были здесь год назад, и вернулись вновь, и ничего особого не чувствуем», - рассказывает дирижер корреспонденту Агентства национальных новостей, перед тем, как отправиться в оркестровую яму. Он вежливо называет ее «немножко не приспособленной», но общее впечатление от здания Калининградского областного драматического театра у Павла Соколова положительное. «Мы приспособимся», - улыбаясь, говорит дирижер.
Накануне Давид Смелянский на пресс-конференции заверил журналистов в том, что «Балтийские сезоны» сохранят заявленный в прошлом году социальный характер. Спектакли, начинающиеся «Иолантой» Большого театра сейчас и завершающиеся только в ноябре нынешнего года чеховской «Чайкой», должны, по словам Смелянского, открыть мир прекрасного малообеспеченным гражданам, студентам и даже срочнослужащим. Впрочем, глядя в до зеркального блеска отполированное перед заседанием Госсовета фойе театра, в это несколько сложно поверить. Среди внимающих лучшим оперным голосам России не просто найти обычных, не облеченных властью, большими деньгами либо известностью людей. Члены Совета Федерации от Калининградской области Николай Тулаев и Олег Ткач активно обсуждали перед началом спектакля отсутствие некоторых общих знакомых. Скульптор с мировым именем Михаил Шемякин, облаченный в традиционно черную милитаристскую форму, щедро раздавал интервью. Он пользуется большой популярностью у местной прессы – Шемякин давно вынашивает план сооружения в Калининграде памятника уроженцу этих мест, сказочнику Гофману. Глава аппарата областной администрации Александр Торба раздавал комплименты утомленным от подготовки к празднованию 750-летия сотрудницам мэрии Калининграда. Стоит отметить, что среди приглашенных депутатов областной Думы можно насчитать почти всех активных деятелей местного отделения «Единой России», но не видно ни одного представителя оппозиции.

Михаил Швыдкой открыл фестиваль

Перед самым началом спектакля глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой вышел на сцену и вдохновенно рассказал о том, как важен и дорог лично ему факт начала гастролей Большого театра именно в Калининграде. Его радость понятна. За час до представления Швыдкой перед свежеотремонтированными Королевскими воротами поведал прессе историю своего первого трехнедельного визита в Калининград в качестве театрального журналиста в 1971 году. Несмотря на более чем тридцатилетний срок, по словам главы Роскультуры, все подробности он помнит очень ясно. Сказав несколько слов по-русски, Михаил Швыдкой вдруг понимает, что в зрительном зале много иностранцев. Он переходит на вполне приличный английский и продолжает свою речь на этом языке до самого конца. Увлекшись лингвистическими упражнениями, Швыдкой не упускает возможности отметить, что руководимое им агентство вложило в реализацию «Балтийских сезонов» более 30 млн руб.
Свет, средневековые гобелены, музыка гениального Чайковского и, конечно, голос ведущего баса российской оперной сцены Михаила Казакова производят на высокопоставленных зрителей неизгладимое впечатление. Во время первого действия зал устраивал овации артистам пять раз. В антракте обычно предпочитающий скандалы калининградский политико-деловой бомонд непривычно тихо курит. Давид Смелянский на вопрос корреспондента АНН о том, ощущает ли он уже успешное начало руководимого им фестиваля, отвечает, не скрывая гордости: «Конечно, я доволен. Приехал Большой театр, мы привезли два полноценных спектакля. Причем сюда приехали звезды первой величины. Несмотря на то, что вчера было закрытие сезона Большого театра, сегодня артисты уже поют на этой сцене».

Калининград на три месяца окунулся в театральную феерию

Фестиваль «Балтийские сезоны» будет наполнять событиями зачастую весьма пассивную театральную жизнь Калининграда и области три месяца. Сентябрь в Калининграде пройдет под звуки Национального филармонического оркестра России. В концерте под руководством Владимира Спивакова, примет участие яркая представительница поколения молодых звезд Мариининской оперы, лауреат международных конкурсов Татьяна Павловская. Также в первый месяц осени западный эксклав посетят артисты Латвийской национальной оперы с постановкой «Альцины» Генделя и «Вишневый сад» Чехова работы режиссера Эймунтаса Некрошюса. Спектакль образца 2003 года собрал высокопрофессиональный состав актеров: Владимир Ильин, Евгений Миронов и Алексей Петренко.
В октябре «Балтийские сезоны» продолжатся выступлениями государственного камерного оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема. Солировать на сцене все того же Калининградского драмтеатра будет «блистательный», по словам Смелянского, Денис Мацуев. Драматическая часть фестиваля будет представлена в трех ипостасях. Литовский молодежный театр «O.K. Theater» привезет в Калининград вечных «Ромео и Джульетту» в постановке Оскараса Коршуноваса. Лев Додин и руководимый им Театр Европы покажет местным зрителям «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. А фантазия грузинского режиссера Роберта Стуруа «Шейлок» представит на суд калининградских зрителей достаточно вольную интерпретацию шекспировского «Венецианского купца» с участием Александра Калягина и Александра Филиппенко.
Последний месяц театральной феерии ожидается наиболее разноплановым. С одной стороны неожиданное, а с другой – знакомое калининградцам, детство которых связано с городским кукольным театром представление покажет театр ростовых кукол «Аркадия». Места в драматическом театре для ростовых кукол явно мало, поэтому спектакли для детей «Планета кукол» пройдут в спортивном комплексе «Юность». Самый известный театральный деятель из Калининграда, Евгений Гришковец покажет как уже ставшие классикой авторские моноспектакли «ОдноврЕмЕнно» и «Как я съел собаку», а также совместный с Анной Дубровской спектакль «Планета». Финалом «Балтийских сезонов» в этом году станет вторая за сезон «Чайка» в постановке Андрея Кончаловского и исполнении труппы МХАТа.
По мнению организаторов фестиваля – представителей Российского государственного театрального агентства и Федерального агентства по культуре и кинематографии, «Балтийские сезоны» задуманы как способ поместить жителей Калининградской области, оторванной от России географически, в эпицентр театральной жизни страны. Оправдает ли себя этот метод «горы, идущей к Магомету» – неизвестно. Однако проверить его эффективность у обитателей региона, неравнодушных к театру во всех его проявлениях, будет масса возможностей.

Кинофестиваль «Балтийские дебюты» порадует калининградцев

Сателлит «Балтийских сезонов», кинофестиваль «Балтийские дебюты» уже второй год будет проводиться в одном из кинозалов курортного городка Светлогорска. Зал оснастят современной аппаратурой «Dolby Surround», причем, как подчеркнул продюсирующий и этот фестиваль Давид Смелянский, оборудование будет оставлено в зале и после окончания программы. По словам Смелянского, наличия дорогостоящего оборудования требуют более свободные, чем в прошлом году условия фестиваля. По ним, фильмы участников конкурсного показа нужно принимать на тех носителях, на которых они предоставляются.
С 23 по 31 июля зал клуба Центрального военного санатория превратится в некое подобие кинофестивалей мирового уровня. Кроме международной конкурсной программы, потребовавшей таких технических решений, зрители смогут увидеть наиболее громкие российские премьеры этого года, представленные на Московском кинофестивале.
У фестиваля в Светлогорске будет все как у старших братьев, даже спецпрограмма. Правда, если на киносмотре в Москве в этом году таких специальных программ было семь, то «Балтийские дебюты» смогли вынести на юных плечах лишь одну. Зрителям представят дебютные работы известнейших режиссеров мира.
Источник: Агентство национальных новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.