Плоды предчувствий

Россия обзавелась своей "Балтийской жемчужиной". А заодно, похоже, и своей Юрмалой

На только что закончившемся международном кинофестивале в Светлогорске "Балтийские дебюты" главный приз получил фильм Андрея Кравчука "Итальянец". Событие, казалось бы, из разряда местных радостей: мало ли в России проходит фестивалей. Однако светлогорский опыт может пригодиться и нашей Юрмале, он наглядно показывает: чтобы привлечь публику на курорт, ей нужно предложить что-то посущественнее банальной развлекаловки.

Эклектика — фирменный стиль
Какое нам дело до того, что в каком-то провинциальном Светлогорске прошел кинофестиваль, пусть и международный? Я тоже так думал. И лететь на фестиваль решился только по одной причине: коллеги подсказали, что Светлогорск — это где-то под Калининградом. Меня грела мечта побывать на могиле Канта — какой же русский не любит "Критики чистого разума". Путь от Светлогорска до могилы Канта оказался куда дольше и тернистее, чем можно было предполагать. И виной тому фестиваль. Приезжаем с коллегами в город. Пока петляем по зеленым улочкам, успеваем изучить путеводитель и поиздеваться над тем, что в этой глуши водится гостиница с гордым названием "Гранд-Палас". Но смеялись мы зря, что стало ясно, едва только часть нашей делегации выгрузили у отеля "Русь" (туда вообще селят VIP-персон уровня Пугачевой, там же, на террасе "Руси", тремя неделями ранее пили чай Путин с Шираком и Шредером). Остальных, в число которых попал и я, разместили в отеле "Олимп" (четыре звезды, соседи — седые немцы, круглосуточный бассейн, компьютеризованная мансарда, массажный кабинет с прямолинейной рекламой "Все виды инъекций"). Валерий Гаркалин пользовался у фестивальной публики огромной популярностью

Поначалу я удивился, что в городке с населением от силы в 15 тысяч отгрохали два отеля евроуровня. Но тем же вечером побывал на "променаде" (надстроенная над пляжем прогулочная улица с кафе, ресторанами и сувенирными лавками), и там наступило полное онемение — я попал в декорации фильма Висконти "Смерть в Венеции", над которыми во всей красе и гордости высился "Гранд-Палас". Правда, сбоку от этого роскошного здания примостилась покореженная ржавая будка "Газеты-журналы", но к тому времени я уже понял, что смесь скромной немецкой старины (город основан еще в XIII веке и в отличие от Кенига не пострадал от англо-американских бомбежек), приглушенного советского санаторного шика (офицерская здравница) и новейших претензий догнать Европу — фирменный стиль города. Эклектичная атмосфера Светлогорска наложила отпечаток и на фестиваль, который проходил в переоборудованном Доме офицеров. Переоборудованном — громко сказано. В зале буквально за пару дней до фестиваля "отдолбировали" звук, но так и не поставили кондиционеры. В связи с этим церемонию открытия пришлось даже разбить на две части, чтобы после официальных приветствий зрители могли выбежать на улицу и надышаться перед показом фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие".

Гости фестиваля — Василий Лановой и Алика Смехова.
Курс на респектабельность
Долго гадать, почему фестиваль открылся именно этим фильмом, не пришлось. Предчувствие — ключевое слово не только фильма, но и всего, что творилось вокруг. И прозвучало это слово еще перед открытием — на пресс-конференции. Когда журналисты спросили отцов города, как им в голову пришла мысль о фестивале, те почти стыдливо сослались на некие предчувствия. Видимо, теми же неясными предчувствиями руководствовались оборотистые маклеры, скупившие за последние 2-3 года землю в Светлогорске, благодаря чему цены на нее выросли с сотни долларов за сотку до вполне себе рублевских расценок. Это и привело к ситуации, когда совсем рядом с респектабельным "Гранд-паласом" зазывает шаурмой, темным пивом и хитами группы "Мираж" из колонок каждой кафешки улица Октябрьская (дичайшая смесь Йомас, Арбата и Дерибасовской, инкрустированная янтарными лавками и расклеенными на столбах призывами сдавать в Дом быта натуральные волосы по цене 12 тыс. рублей за килограмм).
Тем же стремлением угодить сразу всем веяло от официальной части открытия, где нашлось место и лауреату конкурса Чайковского Денису Мацуеву, и старому шлягеру Игоря Скляра про Комарово, и фанерной ротовой гимнастике Алики Смеховой. И все же явно прослеживался крен в сторону солидной публики. Ярче всего о курсе на респектабельность говорила конкурсная программа, набранная из не совсем новых, но серьезных фильмов.
Спецприз жюри достался снятому еще в 2003 году фильму Дариуша Гаевски "Варшава" о попытках провинциалов покорить столицу. Латвию в конкурсе представлял фильм Виестура Кайриша "Ромео и Джульетта" о постановке мюзикла "Вестсайдская история" силами глухонемых артистов-любителей. Заскучав по латышской речи, я пытался отловить Кайриша в кулуарах, но мне быстро объяснили, что он не приехал.

Донатас Банионис и Даниэль Ольбрыхский заседали в жюри.
И кирдык Юрмалине!
Зато текучка русских звезд поражала своей стремительностью — Светлогорск навестили Василий Лановой, Ирина Розанова, Алексей Учитель. Игорь Скляр прилетел представлять правдивый фильм о тыловой жизни времен Великой Отечественной "Красное небо, черный снег", но до показа не дотерпел. Вместо него фильм представил Александр Панкратов-Черный, который когда-то работал в Светлогорске над лентой "Действуй по обстановке". С фестивальной сцены он вспомнил, какие классные девчонки жили тогда здесь. Девчонки, поднесшие от лица фестиваля цветы гостю, видимо, оказались ничуть не хуже, поскольку Панкратов-Черный сразу припустил за ними за кулисы.
Кроме русских звезд попадались иностранцы, но бросалось в глаза, что международный конкурс проходит впервые. За всех отдувались члены жюри Даниэль Ольбрыхский, Донатас Банионис и советник по культуре посольства Финляндии в Москве Кирси Тюккюляйнен, имя которой любой московский киноман произнесет без запинки.
Выходя после очередного просмотра, я пожалел, что обо всем увиденном крупная пресса в лучшем случае тиснет абзац — о главном призере, обогатившемся на 5000 евро. Рассказывать подробнее, как думают СМИ, нет резона, ведь большинство читателей про Светлогорск ничего не слышали. Ну что с того, что не слышали? Еще услышат. И тогда, глядишь, россияне перестанут сутками томиться в очереди к латвийскому посольству и нервно гадать, сколько миллиметров положено по евростандарту их макушке на визовой фотографии. Годика через три Светлогорску стукнет 750 лет. Вот как отстроят к этой дате еще пару-тройку отелей, установят в Доме офицеров кондиционер, так, глядишь, и наступит всей нашей Юрмалине кирдык.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Gorod.lv

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.