Свои среди своих

Проводившийся впервые фестиваль «Свое радио Live» собрал пять групп, среди которых были и достаточно известные, вроде команды "Небо здесь", и такие, о существовании которых стало известно всего несколько месяцев назад. В целом мероприятие выглядело как вполне адекватное отражение ситуации на сегодняшней российской инди-сцене.

Фестиваль был учрежден музыкальным журналом "Play", который таким образом заодно отпраздновал свое пятилетие. «Свое радио» - это конкурс, который проводит журнал. Его читатели голосуют за ту или иную группу из прилагающегося к изданию музыкального сборника, то есть спектр музыки определяет журнал, а читатели расставляют приоритеты внутри этого спектра. Коллективы, выступившие на фестивале, – те группы, которые в свое время побывали на первом месте «Своего радио».

Большую часть вечера звучала достаточно специфическая музыка, именуемая в народе построком. Специфика ее в том, что, несмотря на широкий стилистический арсенал – от хард-н-хэви до эмбиента, слушателя она неизменно погружает в задумчивое, можно даже сказать медитативное, состояние. А это состояние, в свою очередь, подразумевает соответствующие условия: удобные кресла, кровати, подушки, возлежа на которых, лучше всего внимать построковому гулу. Вне кровати слушать эту музыку бывает порой непросто.

Открыла вечер молодая московская группа «Босх с тобой». Их ориентир – исландцы из Sigur Ros. Никаких ассоциаций с творчеством заявленного в названии художника музыка не вызывала. Кстати, о Босхе: в паузах между выступлениями производились всяческие викторины. То, как в течение десяти минут всем залом отгадывали год рождения Иеронима Босха, можно было причислить к одному из лучших достижений театра абсурда. В другой раз мужчину, выигравшего приз, пришлось извлекать почему-то из женского туалета.

Выступление коллектива Alter Forma показалось изнуряюще долгим, хотя вначале они очень порадовали хорошим сочетанием сумрачного трип-хопа и видеоряда, в котором присутствовал и доктор Мабузе, и компьютерная анимация. Ведущие предрекли Alter Forma звание электронной европейской группы № 1, что было похоже скорее на медовый азиатский комплимент, чем на правду, ибо ничего особо оригинального в музыке группы не обнаруживалось. Более того, в памяти всплывали ранние творения замечательного в прошлом коллектива «Русский размер». Затем снова подали построк. Silence Kit – это уже заслуженное имя. Шум у них крепче, осмысленнее и острее, чем у «босховцев», к тому же много хорошего в музыку вносит виолончель. Как и «Босх...», к микрофонам они не притрагивались, разве что для того, чтобы изредка сказать что-то вроде «спасибо».

После всего этого гитарного фона, многослойности, атмосферности и тому подобное кришнаитский гранж от группы «Небо здесь» прозвучал неожиданно свежо. Во-первых, настроились они рекордно быстро, а в этом сразу чувствуется забота о зрителе – построкеры же всем своим видом показывают пренебрежение к залу. Во-вторых, что, собственно, не новость, «Небо здесь» спела короткие песни со словами (какие бы они ни были), что тоже повернуло фестиваль в человеческую сторону. В благодарность за заботу о себе, публика даже вызвала группу на бис.

Так получилось, что выступление гранжующих кришнаитов и было кульминацией фестиваля, потому что завершавшая его группа LP из Калининграда не вызвала особых эмоций своей гитарно-синтезаторной молодежной музыкой. «Мы называем наш город Кенигсбергом», - уточнил солист. За такие заявления, кстати, эту безобидную команду нацболы предали анафеме. Это, наверное, самый драйвовый момент в их биографии, потому что творчество слишком пропитано ровным балтийским темпераментом, чтобы кого-то воспламенять.

При том что в фестивале приняли участие не самые громкие имена, в целом он довольно точно изобразил картину современной отечественной «альтернативы»: аутичное жужжание построкеров, в этом году неожиданно начавших плодиться (когда на Западе эта музыка уже не так актуальна), немного не очень-то передовой электроники, старый добрый постгранж и неизбывный брит-поп. Никаких сюрпризов, все «как в жизни», - именно из таких архетипов и состоит сегодняшний российский «альтернейтив».
Источник: Газета.Gzt.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.