"От Кенигсберга до Парижа. Взгляд из Калининграда" в Музее Мирового океана

Музей Мирового океана представляет персональную выставку Нелли Смирнягиной "От Кенигсберга до Парижа. Взгляд из Калининграда".

Живописные и графические произведения, созданные в разное время и объединенные в коллекцию из 50 работ, - вот основа выставки заслуженного художника России Нелли Смирнягиной, которая открывается в Музее Мирового океана. Серии произведений "Город моего детства", "Кант-Кенигсберг-Калининград", "Балтика", "Париж и не только…", прекрасно дополняя друг друга, создают целостное впечатление романтичного путешествия из прошлого в настоящее. Выставка рождает целую гамму переживаний о прошлом, отражающемся в современности. Название проекта удачно подчеркивает ту порой не различимую в городской суете незримую связь, которая соединила уникальные традиции древнего города и сегодняшнее его бытие. За каждым произведением - образы художника, который влюблен в родной город, прекрасный во всех своих проявлениях.

Вильям Мейланд, искусствовед (Москва): "Смирнягина начинала своё движение в лабиринте искусств с клубка шерстяных нитей (этой материальной основы гобелена), с росписей по шёлку … Это была превосходная школа пластической самодисциплины, не позволяющая растворяться в спонтанно возникающем мареве красок и хаосе линий. От эскиза до полного завершения работы проходили месяцы и упорнейшего индивидуального труда без какого бы то ни было перекладывания механической его части на плечи посторонних исполнителей…

Вполне по силам Нелли Смирнягиной и более камерные живописные и графические работы. К последним относятся пробы в области книжной графики, создание иллюстраций к русской народной сказке "Царевна-лягушка" (1986 г.). Но, очевидно, наиболее полно темперамент и накопленный опыт "краскоплетения" проявились в классической станковой сфере.

Живописные и графические работы Смирнягиной отличаются композиционной и вообще формальной добротностью, прочным декоративным началом. Она всегда остаётся верной музыкальной стихии цвета, ритму живых красок. Это кажется парадоксальным, но Смирнягина не идет за натурой. Она сама приглашает всё видимое и невидимое в собственную систему изображения. Живя в Кенигсберге с 1949 года, художница лишь много лет спустя как бы освободила из подсознания образ своего детства… Воспоминания - это один из самых чистых и сильных источников творчества. Оранжево-красная кирпичная пыль многочисленных руин и пустырей кажется переданной не идеально подошедшей в данном случае пастелью, а самим "прахом" огромного исчезнувшего города. С Иммануилом Кантом не поспоришь: "Разрушение омрачает разум". Но какое же это благо - искусство, способное даже нищее послевоенное детство превратить в торжество добра и света!".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Музеи России

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.