Фестиваль имени Глинки

В конце мая в Петербурге начнется очередной, ставший уже традиционным международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей». Как отметил на пресс-конференции его художественный руководитель Валерий Гергиев, «на нынешнем фестивале имеет смысл обратить внимание в первую очередь на имена композиторов, во вторую – на фамилии исполнителей, я же на время фестиваля стану просто дежурным блюдом». Действительно, на двадцати шести из шестидесяти спектаклей и концертов за пультом будет сам Гергиев.

«Да, я люблю дирижировать, – признался Валерий Абиссалович, – иногда я люблю дирижировать даже два раза в день». Правда, как правило, концертные и театральные залы, в которых маэстро занимается своим любимым делом, находятся довольно далеко от Петербурга. Во время этих двенадцатых «Звезд…» и сама труппа Мариинского театра будет наличествовать в городе в полном составе.

Выбор в самом деле широкий. Фестиваль откроется серией спектаклей к 200-летию Глинки, которого худрук Мариинки назвал «великим, могучим и гениальным». 30 мая на Театральной площади пройдут грандиозные торжества «Приношение Глинке»: «Стоит провести этот день с нами».

Премьера шедевра «Жизнь за царя» (в постановке и декорациях Дмитрия Чернякова) будет сыграна за пятьдесят дней аж три раза. Кстати, именно этой оперой в 1860 году открылся Мариинский театр, а с 1939 года на его сцене существовал уже урезанный цензурой хрестоматийно известный вариант по либретто Сергея Городецкого (убравшего из сюжета и Бога, и царя) под названием «Иван Сусанин». Черняков же поставит канонический «текст» оперы по либретто барона Розена. Будет исполнена опера «Руслан и Людмила» (в возобновленных декорациях и костюмах Александра Головина и Константина Коровина, 1904). Театр проведет международный круглый стол под названием «Глинка и музыкальный театр» и примет участие в «глинковской» выставке, придуманной в Петербургском театральном музее.

Программа этого фестиваля, похоже, весьма удачно балансирует между «славянофильством» и «западничеством». Оперы Римского-Корсакова займут достойное место рядом с глинковским наследием: помимо «Золотого петушка» и «Снегурочки» будут исполнены «Садко» и (в концертном исполнении) «Млада» и «Майская ночь». Три оперные премьеры сезона («Самсон и Далила» Сен-Санса, «Нос» Шостаковича и «Снегурочка» Римского-Корсакова) соседствуют с всего лишь вторым исполнением в полном объеме (в России) вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга», премьера которой состоялась на прошлом фестивале. Помимо этого, в программе «наличествуют» целых три великие оперы Верди: «Дон Карлос» (в котором выступит знаменитый итальянский бас Ферруччо Фурланетто), «Травиата» (которую споет Анна Нетребко), «Отелло» (а его – Владимир Галузин) и Реквием (в нем ожидают услышать Ольгу Бородину и Барбару Фриттоли).

За дирижерским пультом Валерия Гергиева будут сменять Джаннадреа Нозеда и Кристоф Эшенбах, а в фортепианных концертах примут участие Михаил Плетнев и Александр Торадзе. Балетная труппа театра представит серию спектаклей «Век Баланчина», посвященную столетнему юбилею великого хореографа, и даст гала-концерт в честь 125-летия Агриппины Вагановой – балерины и педагога, чье имя носит Петербургская академия балета.

Особняком в программе – «спектакли в провинции»: балет впервые станцует в Калининграде и Ивангороде, а опера продолжит петь в Выборге («Летучий голландец» Вагнера) и в Тихвине («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова). Эта опера будет исполнена у стен Богородицкого монастыря в честь возвращения в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери. Под занавес пресс-конференции г-н Гергиев это событие по-христиански назвал (что естественно для человека, который устраивает еще и Пасхальный фестиваль) «глубоким переживанием для всех, кто его ожидает».
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.