«Первый после бога» - в основе фильма факты из жизни Маринеско

Выходит «Первый после бога» – военный блокбастер, где действуют подводная лодка, влюбленная официантка и человек, похожий на героя-подводника Маринеско.

Практически первым мужчиной, которого видит, попав в 1944-м на советскую военно-морскую базу в Финляндии юная блокадница Таня, оказывается капитан Маринин (Дмитрий Орлов) – красавец, пьяница, картежник, любимец дам, дворянин и командир подводной лодки. Наблюдаемый нами с позиций влюбленной девушки капитан крутит роман с обольстительной шведкой, дует водку, играет в карты на немецкие корабли, едва не попадает в застенки НКВД и топит, входя в историю, крупный немецкий лайнер. Других вариантов у него не было: вернись человек без подвига на базу, его немедленно бы забрали.

В основе истории, что на начальном этапе съемок ни в коей мере не скрывалось, но затем отошло на задний план, лежат факты из жизни легендарного Александра Маринеско.
Мир снова вспомнил о лихом капитане, отсидевшем после войны два небольших срока за хозяйственные преступления и умершем в нищете в возрасте пятидесяти лет, после выхода романа-эссе Гюнтера Грасса «Траектория краба». В этой книге подводник представал военным преступником, отправившим на дно около десяти тысяч человек, включая стариков, женщин и детей. С другой стороны, известно, что потопленный им «Вильгельм Густлов», хотя и был изначально туристическим лайнером, использовался немцами как база для подготовки подводников-смертников. В общем, в решении создателей не привязывать фильм к чересчур противоречивым моментам биографии был резон. По крайней мере, никому не нужно доказывать, действительно ли лез пьяный герой с украденным из ресторана кактусом к любовнице-шведке в окошко или вовсе не лез.

Кино тем не менее получилось довольно странное. Потому что остающееся от него крайне благоприятное впечатление, диктуемое не разумом, но сердцем, длится примерно минуты полторы – от мощного финала с триумфальным возвращением субмарины на базу до титров, под которые начинает петь диким своим голосом Сергей Галанин, исполнитель небесспорного таланта. На фоне инструментальных тем хорошего композитора Дато Евгенидзе галанинская композиция выглядит не более уместно, чем «Яблочко» в исполнении Полиграфа Шарикова.

«Мы собираемся выпускать пластинку, но вы же понимаете, что диск, на котором будет только замечательная музыка Дато, купят три человека», – комментирует продюсер Михаил Калатозишвили. Отлично понимаем. Пластинку с Галаниным купят два человека.
Эти напрасные потуги – общая проблема для всего проекта, который вполне мог бы быть неплох. В предыдущем фильме Василия Чигинского, недавно прошедшем в прокате патриотическом десятимиллионном ужасе «Зеркальные войны», первым делом были самолеты – новейшие российские истребители, в тени которых, проигрывая технике во всех отношениях, валяли дурака Макдауэлл и Рутгер Хауэр. «Первый после бога» получился скромнее и по деньгам (бюджет около трех с половиной миллионов долларов), и по лицам: в фильме на небольших ролях заняты Гостюхин, Русланова и Сухоруков, причем это скромность, которая красит. Люди стараются и работают честно, но этого мало. Насколько все хорошо в море, где рассекают воды и огибают мины лодки, чье обаяние, как у кошек, самодостаточно, настолько же плохо на берегу, где не последним в отечественном кино людям приходится озвучивать прописанную сценаристами чушь и заниматься странными делами.

Вот бегает на пирс девушка Таня, вот жуткий офицер НКВД пристраивает в экипаж к Маринину мальчика, не пожелавшего отречься от отца-священника. Причем у офицера, судя по всему, к подводнику какие-то особые счеты. Зачем бегала Таня, с какой целью появился и куда пропал мальчик и что это были за счеты, мы никогда не узнаем: тайны сценарист унес с собой. Однако же были по ходу просмотра волнующие полторы минуты, а значит, Чигинский не вполне потерян для бизнеса, и есть смысл дожидаться третьего фильма (вторая картина, пусть в ней поет Галанин и мотыляется Таня, получилась намного лучше первой). Бюджет поскромнее, звезд поменьше, и пусть это кино будет не про танки...

Пока не началось про танки, про лодки можно смотреть с 3 ноября.
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.