Виновата она, война

На протяжении бурного XX столетия искусство неумолимо сближалось с политикой. Судя по неутешительным воспоминаниям современников, виной тому бесконечные и на редкость бессмысленные войны, регулярно потрясавшие человечество. Новое тысячелетие встретило нас вялотекущей, зато перманентной войной. Стоит ли удивляться, что проблема насилия и террора прочно укрепилась в современном искусстве. Ей посвящены самые кассовые фильмы, лучшие спектакли и, разумеется, художественные проекты. Ведь всякий художник тонко чувствует процессы, происходящие в современном обществе, и, даже будучи закоренелым пацифистом, подсознательно реагирует на них. В конце концов, милитаристские идеи настолько пропитали все слои культуры, что кураторы Центра современного искусства М'АРС и калининградского филиала Государственного центра современного искусства почувствовали необходимость организовать специальный проект, посвященный актуальной теме.

Милитаристский по названию, культурологический по сути – международный проект "Художник и оружие" выносит на открытое обсуждение результаты совмещения темы оружия как средства и персоны художника как героя. Проект ставит вопросы о позиции автора, о возможностях новейших технологий в искусстве, о проблемах сознания современного социума – всего того, что может стать оружием в руках творца с учетом глобальных процессуальных изменений последних десятилетий: влияния бесконечных военных конфликтов, ставших реалити-шоу повседневности, точно обозначенных языком медицины – "non-curabelis, non-operabelis" (неизлечимо, неоперабельно).

Произведения – от анимации на пару секунд и фотографий до серий перформансов и сложносоставных видеоинсталляций – представляют своеобразную мозаику на озвученную тему: философский экшн и ироничные "реплики" русских участников соседствуют с неподдельно искренними работами европейских авторов.

Свои вариации на заданную тему представят художники со всего мира: Алма Сулевич, Небойса Серич-Соба (Босния и Герцеговина), Ариэль Янай Шани (Израиль), Стивен Шенонбрук, Евгений Фикс (США), Даниэль Божков (Болгария), Матс Хелм (Швеция), Вольфганг Рахс (Австрия), Олег Кулик, Сергей Шеховцов, Владимир Дубосарский, Александр Виноградов, Владимир Сальников, Нина Котел (Москва), группа "Синие носы" (Новосибирск), Юрий Васильев (Калининград), группы "Зер Гут" и "Куда Бегут Собаки" (Екатеринбург).

Для того чтобы зритель мог в полной мере ощутить степень актуальности поднятой темы, к выставке "Художник и оружие" прилагается мощная сопутствующая программа: фильмы известных режиссеров о войне, арт-дефиле "Когда ружье мяукает – охотник молчит", ученые заседания и "круглые столы", а также исключительно художественные перформансы и акции.


Фото: marsgallery.ru
Со своей стороны, московское отделение ГЦСИ решило не ударить лицом в грязь перед калининградскими коллегами и вполне успешно вписалось в культурную жизнь столицы с очередным молодежным фестивалем "Стой! Кто идет?". Для того, чтобы стать участником фестиваля, вовсе не обязательно быть безусым юнцом: вполне достаточно обладать незрелым сознанием и малым опытом в деле искусства. С помощью новичков Государственный центр современного искусства уже в третий раз пытается ответить на риторический вопрос – кто же, собственно говоря, идет на смену сегодняшним королям мирового художественного рынка? Мероприятие проходит при поддержке различных международных институтов, которые и обеспечивают участие молодых художников из разных регионов России, а также стран Европы, Америки и Азии.

Программу фестиваля открыла выставка инсталляций "Preview" в том же Центре современного искусства М'АРС. Ее продолжают проект "Gesamt(kunst)werk", экспозиция "Ностальгическое путешествие" и выставка "Интернационал", посвященная проблеме взаимодействия современного искусства и политики, увиденной глазами молодых дарований из России, Германии, Испании и Аргентины. Центральный выставочный проект фестиваля под названием "Взаимодействие" занимает лучшие залы нового помещения ГЦСИ. Утверждая столь оптимистичный заголовок для групповых проектов художников из Австрии, Франции, Турции, Японии и России, встречающихся в одном экспозиционном пространстве, кураторы подчеркивают: "Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной и духовной системы".

Помимо выставочных проектов программа фестиваля до отказа нашпигована всевозможными сопутствующими мероприятиями: ученые заседания сменяются перформансами, а засушливые лекции – концертами, рискуя превратить столь ответственное событие в безалаберный праздник души, заодно с именинами сердца.
Источник: Утро.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.