Пианист Денис Мацуев. "Я выберу для концерта скорее Омск, чем Париж или Москву"

Денис Мацуев – выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов и обладатель первой премии на конкурсе им. П.И. Чайковского, лучший в России исполнитель джаза на рояле. И один из самых востребованных музыкантов России. Он объездил весь мир и всю страну, забираясь даже в самые медвежьи углы нашей родины. В минувшие выходные выступление Дениса МАЦУЕВА завершило Год культуры России в Белоруссии.

– Денис, вы очень много ездите с концертами по российской провинции и странам СНГ. Отличается ли там публика от московской и питерской?

– Знаете, иногда, когда говорят «провинциальная публика», то иногда имеют в виду такого... пронафталиненного зрителя. Это совершенно не так. Я говорю ответственно, потому что 60% моих гастролей проходит в российской провинции. Сейчас, когда я уже могу выбирать, на какие гастроли ехать, я скорее выберу Омск или Петрозаводск, чем, например, Париж или российскую столицу. В Москве и Петербурге публика видит столько всего, она так закормлена – в хорошем смысле слова, что ее сложно удивить. Если у меня есть 7–8 удачных концертов в Москве и много концертов в провинции, я могу быть доволен сезоном. У провинциальной публики совершенно другие глаза, чем у столичной: восхищенные. Когда они заходят ко мне в гримерку.

– Вы любите, чтобы публика заходила в гримерку после концерта?

– Я очень люблю со своими слушателями общаться. На самом деле, за этим и уезжаю из центра – за эмоциями, которые идут от людей на концертах. Я, в свою очередь, заражаюсь ими и больше отдаю на сцене.

– Когда вы оказываетесь в новом для себя городе, вы посещаете какие-то музеи или концерты местных исполнителей?

– Чаще всего времени не остается из-за очень плотного гастрольного графика. Выбраться куда-нибудь всерьез не получается. К сожалению. Но у меня два своих фестиваля. Один из них – в Иркутске. И про культурную ситуацию этого города я более или менее знаю. Знаю, например, что в Театре драмы имени Охлопкова есть замечательные спектакли, талантливые режиссеры. Жалко, что об этом мало говорят.

Когда включаешь телевизор, новости (и культурные в том числе) смотреть уже невозможно, потому что все одно и то же: про плохое, про проблемы. Но неужели нельзя делать сюжеты и про что-то хорошее? Ведь поводы же есть. Когда я езжу по стране, я сам вижу вещи, которые просто потрясают. Недавно в Иркутской области нашел невероятно талантливую девочку, которая в свои 8 лет играет на скрипке каприсы Паганини – труднейшие сочинения. Это уникальный самородок, рожденный в месте, где никаких особых скрипичных традиций нет. Почему бы не сделать сюжет о ней? Сейчас девочка уже в Москве, учится в специальной музыкальной школе. Это говорит о том, что ничего в России не потеряно. Что по-прежнему можно найти одаренных в музыке детей, устраивать смотры, фестивали, помогать им. Уверен, что в спорте та же ситуация. Надо бы, конечно, в спорте сделать организацию, аналогичную музыкальным «Новым именам», которая бы искала и помогала талантливым детям. Спорт я упомянул совсем не случайно – в музыке и в спорте очень много общего, и общие успехи, и общие проблемы.

– Как вы выбираете фестивали? Скажем, в Калининграде вы уже практически завсегдатай?

– Есть много причин моего возвращения в Калининград. Генеральный продюсер фестиваля «Балтийские сезоны» – Давид Смелянский, с которым мы очень дружны, уговорил меня поехать туда впервые несколько лет назад. Когда я туда добрался, я не то что влюбился в это место, но понял, какой это совсем особый уголок страны. Светлогорск – дивный городок на берегу моря, и, конечно, устроить там фестиваль – замечательная идея. Когда мы были на передаче «Видеомост», посвященной «Балтийским сезонам», я услышал много упреков такого рода: «Зачем это Калининграду? Приезжает московская тусовска, отыгрывает свои спектакли-концерты, уезжает, и культуре города это ничего не дает!» С подобными выпадами я совершенно не согласен. На вопрос «что это дает культуре города?» у меня имеется очевидный ответ: «Этот фестиваль культуру города поднимает». Люди проявляют громадный интерес: толпами ходят на спектакли, на концерты. Наверняка город находился в шоке после первого фестиваля, когда к ним приехали лучшие исполнители, самые достойные спектакли. Люди просто не ожидали такого мощного десанта! Я не знаю, что будет с этим фестивалем дальше, но надеюсь, что он будет продолжать жить, потому что взята очень высокая планка – и в художественном, и в организационном смыслах, не говоря уже о том, что в основе его лежит благородная идея: дать возможность увидеть лучшее в российском искусстве – в их родном городе.

– В спорте есть такое понятие: войти в зачет. Это значит, что если нужно прыгнуть в высоту метр семьдесят, а ты, при всем своем таланте и прошлых успехах, не прыгнул, то ты выбываешь из игры. В музыке такое есть?

– Есть. Но в музыке надо меньше участвовать в соревнованиях, то есть в конкурсах. Потому что если все время стараться попасть в зачет, то есть опасность себя самого свести только к этому зачету, не более. А этого в музыке недостаточно.
Источник: Новые известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.