Анатолий Сагалевич: "Главную идею Титаника Кэмерону подсказал я"

50 лет исполнилось знаменитому американскому режиссеру Джеймсу Кэмерону. Именно им создан самый кассовый фильм в истории человечества - "Титаник". Фильм был снят, как известно, при непосредственном участии российских ученых, работающих с уникальными подводными аппаратами "Мир" на судне "Академик Мстислав Келдыш". О ДЖЕЙМСЕ КЭМЕРОНЕ гидронавт АНАТОЛИЙ САГАЛЕВИЧ рассказал корреспонденту "Известий" ИЛЬЕ СТУЛОВУ.

"Представьте себе маленькую "Оку", у которой на месте водителя установлена огромная профессиональная камера"

- Как вы познакомились с Кэмероном?

- Наше знакомство с Джимом было предопределено еще за несколько лет до того, как оно состоялось, целым рядом очень значимых событий. В 1985 году в ходе американо-французской экспедиции под руководством Роберта Балларда наконец-то были обнаружены останки "Титаника". В конце 1987 года со стапелей финской компании Rauma Repola были спущены на воду два глубоководных аппарата "Мир", способных опускаться на глубину 6000 метров и до сих пор считающихся среди своих аналогов лучшими в мире. Новые аппараты привлекли внимание не только специалистов-океанологов, но и кинематографические компании. Этому интересу способствовали два важных фактора. Первый заключался в том, что мы имеем два "шеститысячника" на борту одного судна - "Академик Мстислав Келдыш", что открывает широкие возможности при подводных съемках и в плане освещения снимаемых объектов, и в плане оживления съемок лежащих на дне объектов вторым аппаратом, выполняющим роль "артиста". Второй фактор - большой диаметр центрального иллюминатора, что позволяет вести киносъемку изнутри аппарата "Мир". Эти два фактора явились ключевыми для фирмы IMAX, которая снискала себе всемирную известность созданием широкоформатных картин. Для съемок глубоководных фильмов применяется крупногабаритная кинокамера, которая для проведения глубоководных съемок должна была устанавливаться внутри "Мира". Тема "Титаника" тогда будоражила общество, была модной, и в ходе экспедиции в 1991 году нам довелось принимать участие в съемках фильмов о затонувшем лайнере.

- Речь идет о картине Стивена Лоу?

- Фильм Стивена Лоу "Титаник", действительно имел огромный успех с первого же проката, который состоялся в конце 1992-го года. Для нас это была первая работа такого плана. Чтобы ощутить, как велись съемки на глубине, представьте себе маленькую "Оку", у которой на месте водителя установлена огромная профессиональная камера. Пилотам "Миров" приходилось двигаться на глубине, ориентируясь через боковые иллюминаторы. Во время этой экспедиции вместе со Стивеном Лоу с нами работал еще один известный американский режиссер - Эл Гиддингс. Новый фильм Гиддингса "Сокровища глубин", созданный по заказу Си-би-эс, вышел на экраны шестью месяцами раньше картины Лоу. На презентацию фильма Гиддингс пригласил Кэмерона. Как сейчас вспоминает Эл, подводные съемки произвели на Джима такое впечатление, что Кэмерон не отпускал своего коллегу из зрительного зала еще три часа, расспрашивая обо всех нюансах создания картины. Итогом этих расспросов стала просьба Кэмерона познакомить его со мной. Так в июле 1992 года Джим Кэмерон впервые посетил Москву и Калининград, где сам исследовал от клотика до киля наше судно "Академик Мстислав Келдыш", уделив особое внимание глубоководным аппаратам "Мир".

- Каким было первое впечатление о Кэмероне?

- Очень любознательный, пытливый человек. Очень концентрированный и увлекающийся. Кэмерон загорелся идеей снять фильм о "Титанике", его не смущало, что за короткий период свет уже увидели две картины аналогичной тематики, но тревожило другое. "В том, что мы сделаем прекрасные съемки под водой, я не сомневаюсь, - поделился как-то Джим своими опасениями со мной, - но нужна главная идея фильма, а ее пока нет". Я ответил: "Мир устал от жестокости и насилия. Нужен человечный фильм, покажи красивую и большую любовь, сделай ее лейтмотивом картины". На мою романтическую тираду создатель "Терминатора" ответил вопросом: "А что такое любовь в твоем понимании?" Я тут же отреагировал: "Настоящая любовь - это полет"… После отлета Кэмерона наша команда с головой окунулась в экспедиционные работы. Однако связь с Джимом я поддерживал регулярно. Через два года, когда надежда, что проект осуществится, честно говоря, уже стала неосязаемой, в моей московской квартире раздался телефонный звонок. Звонил Джим: "Толя, решение принято, мы начинаем работать над фильмом".

"Специально для съемок с "Миров" была разработана новая кинопленка"

- Сразу же после этого звонка для согласования условий аренды "Келдыша" я вылетел в Штаты, где Джим в категоричной форме настоял, чтобы я поселился в его доме. И он, и Линда Гамильтон, исполнительница главной роли в "Терминаторе-2", которая была тогда его супругой, оказались очень гостеприимными хозяевами. Район, где жил Кэмерон, местные жители не случайно называли Звездной обителью: в соседних с Джимом домах жили Чарльз Бронсон и Мэл Гибсон. Все нюансы предстоящих работ мы обговорили довольно оперативно и сразу же приступили к подготовительному этапу подводных съемок, которые должны были кардинально отличаться от фильмов-предшественников. Был изготовлен и смонтирован телеуправляемый модуль, который во время съемок должен проникать внутрь затонувшего лайнера. Еще одна новинка была подготовлена к началу съемок: первая в мире камера, работающая вне глубоководных аппаратов. Новая кинокамера располагалась в герметичном цилиндре с высокопрочным иллюминатором. Здесь перед нами встала еще одна проблема. Разработанная конструкция камеры позволяла производить лишь 10 минут подводной съемки при использовании стандартной кинопленки. Размещение камеры за бортом аппарата в герметичном цилиндре исключало замену пленки в процессе погружения. Чтобы увеличить эффективность каждого погружения, "Кодак" по заказу Джима изготовил пленку в два с половиной раза тоньше обычной. В августе 1995 года в районе Галифакса мы провели пробное погружение, в ходе которого выяснилось: телеуправляемый модуль и лебедка, обеспечивающая его движение, не работают. Эти недостатки устраняли на месте члены экипажа "Келдыша". Прикрывая недоработки американских наладчиков, наши ребята делали это из соображений корпоративной солидарности: с самого начала совместной работы Джим показал себя очень требовательным руководителем. За подобные провинности члены технической группы картины запросто могли лишиться работы. Кэмерон всегда был доступным и корректным в общении, но никогда не церемонился с теми, кто не оправдывал его доверия.

- Тогда же и начались непосредственно съемки картины?

- В сентябре мы приступили к подводным съемкам, так началась работа над "Титаником". Для того чтобы она носила конструктивный характер, мы систематически проводили совместные совещания. Для этих целей Камерон специально заказал миникопию носовой части "Титаника", возле которой каждый вечер проводились "военные советы в Филях". Мы проговаривали каждую деталь предстоящего погружения, но очень часто случалось, что, погрузившись и выйдя на "Титаник", Джим начинал импровизировать, и весь спланированный график работы приходилось переделывать на ходу. Тем не менее за 16 съемочных дней мы совершили 12 парных погружений к "Титанику". Каждое длилось от 15 до 24 часов. Результатами работы остались довольны все. Изначально Джим планировал отснять 8 глубоководных сюжетов, но в итоге таких сюжетов было сделано в четыре раза больше.

- Кэмерон лично работал на глубине?

- Конечно. Конструктивно "Мир" может разместить только трех человек. Поэтому Кэмерон работал под водой и как режиссер, и как оператор. Джим очень увлекающаяся и концентрированная натура. Чувство глубины его не подавляло. При первом своем погружении он вел себя очень спокойно и даже пошутил, что вместе с ним на глубину 3800 метров погружается весь Голливуд. Сказать, что Кэмерон классный гидронавт, было бы нелепой лестью, но то, что он очень обучаемый и бесстрашный человек, вам скажет каждый член экипажа "Келдыша". Второй этап съемок фильма начался здесь же в Галифаксе ровно через год. На палубе "Келдыша" Джим проводил съемки подъема на борт и спуска на воду наших аппаратов уже с участием актеров, задействованных в фильме: Глории Стюарт, Билла Пакстона, Сюзи Эмес.

"У нас запланирована очередная экспедиция"

- На "Титанике" ваше сотрудничество не завершилось.

- Только началось. Джим с нашим участием отснял несколько документальных фильмов о подводном мире. Еще одна работа, посвященная "Титанику", - фильм "Призраки бездны" - была снята также с аппаратов "Мир" при нашем непосредственном участии. К работе над другой картиной - об иной форме жизни на планете Земля - я призывал Джима почти десять лет, с момента нашего знакомства. В результате в начале следующего года состоится премьера нового фильма, отснятого на глубине, - "Экстремальная жизнь". Он расскажет о загадочных и пока мало изученных гидротермальных полях, расположенных на дне океана, так называемых "черных курильщиках".

В следующем году у нас запланирована очередная совместная экспедиция. Джим уже снимал фильм об одной из ярчайших морских трагедий Второй мировой войны - гибели флагмана Третьего рейха линкора "Бисмарк". На этот раз он планирует воссоздать детальную картину последнего боя линкора. В четырехстах милях от места гибели "Бисмарка" на дне морском покоятся и останки английского флагмана "Худ" - единственного корабля, потопленного "Бисмарком". Джим предполагает снять фильм, построенный на исторических сравнениях-аналогиях. Рассказать о самом линкоре, о поверженном "Худе" и об английском авианосце "Арк Роял", с которого взлетали самолеты, поразившие рулевое управление "Бисмарка" с помощью сброшенных торпед. Авианосец покоится на дне Средиземного моря, недалеко от Гибралтара. В картине будут кадры, отснятые на дне моря, и рассказ о человеческих судьбах непосредственных участников того сражения.
СПРАВКА
Анатолий Сагалевич, доктор физико-математических наук, пилот глубоководных аппаратов, в общей сложности провел под водой более 2500 часов. За участие в создании глубоководных аппаратов "Мир" награжден орденом Ленина. За исследования озера Байкал награжден орденом "Знак Почета", за специальные операции на АПЛ "Комсомолец" - орденом Мужества, а также медалью Томаса Ловела от Клуба исследователей США. В 2002 году Анатолий Сагалевич стал первым и пока единственным российским гидронавтом, которому Академией подводной науки и искусств США за весомый вклад в проведение глубоководных исследований океана была присуждена самая престижная среди покорителей глубин награда - "Подводный Оскар".
Источник: Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.