Прощай, дешевый импорт!

Все новости по теме: ОЭЗ

Спасительные квоты

Халява закончилась. Примерно так можно охарактеризовать появление «черного» списка товаров, запрещенных для ввоза в Калининградскую область на льготных условиях. Документ подписан премьер-министром Михаилом Фрадковым и вступил в силу 1 апреля. В список попало мясо, крупный рогатый скот, пшеница, овощи, часы, туалетная бумага и так далее - всего несколько десятков наименований. Потребители еще не почувствовали на себе всех прелестей запрета.

- Конечно, цены вырастут, но не сразу, - говорят в магазинах. - Пока продаем запасы по старым ценам.

Так что у калининградцев есть еще время запастись товарами первой необходимости по дешевке.

Чиновники говорят, что запрет на льготный ввоз - мера правильная, и рост цен на первых порах с лихвой окупится впоследствии: когда на смену дешевому импорту придут не более дорогие, но более качественные товары собственного производства. В частности, министр промышленности Калининградской области Николай Власенко рекомендует калининградцам набраться терпения и с надеждой смотреть в светлое будущее: собственные товары обязательно появятся. Правда, есть одно маленькое «но». Запретить льготный ввоз товаров чиновники запретили, однако забыли придумать такой механизм, за счет которого развивалось бы собственное калининградское производство. До недавнего момента таким механизмом служили квоты на импортную продукцию.

«Неграмотный» механизм

Механизм квотирования появился в бытность губернатора Леонида Горбенко. Леонид Петрович, человек, имеющий крепкие крестьянские корни, не мог спокойно наблюдать, как разваливается и разворовывается калининградское сельское хозяйство. И поручил разработать такую схему, по которой этот развал можно было приостановить. В итоге предложили ввести квоты. Федеральный центр особенно возражать не стал.

- В целом я поддерживаю квотирование, - говорит руководитель консалтинговой компании «БалтЭксВед» Валерий Скрипка. - При грамотном механизме это помогает местному производителю. Но у нас механизм был неграмотным. Квоты вообще-то должны строиться на трех принципах: они должны быть под реального производителя, под реальные условия, а средства, вырученные от продажи квот, должны идти на развитие соответствующей отрасли.

Главная беда, по мнению Скрипки, в том, что у нас всегда не хватало четкой программы развития какой-то конкретной (например, сельскохозяйственной) отрасли или комплекса отраслей. Не хватает ее, судя по всему, и сейчас. Иначе как можно расценивать появление сегодня одной только запретительной меры. Без продолжения. Однако даже когда в области работал механизм квотирования, три принципа, о которых говорит Валерий Скрипка, не соблюдались. По одной простой причине - средства от продажи квот целиком и полностью шли в федеральный бюджет.

- Во многом из-за этого я всегда был противником квотирования, - говорит первый калининградский губернатор Юрий Маточкин. - Вместо квот у нас на рынке нужно создавать конкуренцию - как внутреннюю, как и внешнюю.

На вопрос, кто больше всего выиграл от квотирования, однозначного ответа нет. Конечно, механизм позволил встать на ноги и активно развиваться отдельным товаропроизводителям. Например, компания «Балтпроммясо» стала одним из крупнейших в России производителей тушенки, обслуживая даже специальный заказ Министерства обороны; компании «Альмак Мясопродукт» и «Калининградский деликатес» вольготно себя чувствуют на рынке колбасных изделий. Некоторые из китов подумывают и о создании собственных сельскохозяйственных комплексов. Неплохо себя чувствовали и отдельные чиновники, имеющие доступ к распределению квот, - вряд ли кто-то всерьез считает, что их распределение - совершенно прозрачная процедура. Не отнесешь к пострадавшим от квот и рядовых потребителей. Цены на импортную продукцию у нас были пониже, чем в среднем по России. Но есть те, кто выиграл больше всех. По мнению Маточкина, это всевозможные посредники. Недаром этот сектор рынка у нас развился до неприличных размеров.

Что дальше

- Одними запретительными мерами ничего не достигнешь, - продолжает Юрий Маточкин. - Мы недостаточно стимулируем внутреннее производство, а это в свою очередь приведет к большому дефициту товаров и росту цен.

Кроме потребителей в проигравших оказались и производственные предприятия, чей бизнес тесно связан и импортным сырьем. Например, мясоперерабатываюшие заводы.

- Мне кажется лишним, что в «черном» списке присутствуют сырьевые позиции, - считает Валерий Скрипка. - Ведь теперь наши предприятия находятся в менее выгодных условиях, чем компании в остальной России. Товары на «материке» свободно перемещаются, а в Калининград доставить дорого из-за транспортных расходов и расходов на границах. В то же время многим заводам сейчас приходится работать на российском сырье.

В любом случае в ближайшей перспективе нам кроме роста цен ждать ничего не приходится. А там, если народ возмущаться станет, и квоты на импорт снова введут.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КП - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.