$ 30 тыс. - в Америке. $ 60 тыс. - в России

или Почему джипы потенциального противника собирают в Калининграде

В пригороде Калининграда свершилось событие, которое можно расценивать как историческое. На российском автосборочном предприятии «свинтили» первый супервнедорожник «Хаммер Аш3». Специальный корреспондент «Родной газеты» побывал на месте событий.

НА ОСТАТКАХ НЕМИРНОГО АТОМА

В плане автомобилизации Калининградская область уникальна. Здесь, как и на Дальнем Востоке, встретить отечественный автомобиль – невероятная удача. Их единицы. Новых «Лад» и «Волг» фактически нет. Дело в том, что от Калининграда до Польши всего 40 км, а туда жители области ездят по выходным на шопинг – продукты питания в Калининграде дороже. Ну а если доехать до знаменитых авторынков Германии, то за вполне приемлемую цену можно выбрать себе подержанного «железного коня». Что вполне разумно по двум причинам. Во-первых, калининградцы не платят таможенную пошлину на подержанные автомобили. А во-вторых, проблем с запчастями к сыпящимся иномаркам не существует.

Статистика утверждает, что парк машин в Калининграде – один из самых развитых в провинциальной России. Но и один из самых ветхих – средний возраст машины в области 17 лет.

У группы компаний «Автотор» в Калининграде сегодня два завода. Один – в районе старого порта: здесь с 1999 года собирают автомобили «БМВ». Второй – практически за чертой города, на улице Магнитогорской, на территории, когда-то принадлежавшей оборонному заводу с вполне мирным названием «Буммаш».

Здесь с 1997 года собирают корейские автомобили «КИА», а с 2003-го – и «американцев» самых разных марок (входящих в концерн «Дженерал моторс»). Каждый год выпускают порядка 3 тысяч таких машин – внедорожников «Хаммер Аш2», «Шевроле-Тахо» и «Шевроле-Триал Блейзер», а также трех моделей марки «кадиллак».

На церемонию пуска «Хаммера Аш3» прибыл аж первый вице-президент всего «Дженерал моторс» – мистер Роберт Луц.

Тут надо пояснить, что «Дженерал моторс» – это первое в мире предприятие. Выпускает в год примерно 9 миллионов автомобилей. Для сравнения, АвтоВАЗ со своим миллионом «Лад» находится на 18-м месте в планетарной гонке автопроизводителей. Короче, весьма влиятельный дядька, этот самый Луц.

Под звуки бессмертной песни Меркьюри «Мы – чемпионы» рабочие ловко разбирают контейнер с запчастями от «Хаммера Аш3». И ловко, словно на показательном экзамене, собирают автомобиль – так, как мы собираем купленный в магазине табурет.

Надо сказать, что все запчасти для «Хаммеров» производят в США. Там из них собирают автомобили, которые везут на завод в Польше. Поляки их… разбирают, упаковывают в контейнер и отправляют тихим ходом в Калининград. А дальше под звуки бессмертной песни… ну, вы понимаете. В автобизнесе такое направление называется «отверточная сборка».

Смысл тут вот в чем. Машина «Хаммер Аш3» в Америке стоит 26–35 тысяч долларов. Если поставлять ее в Россию, то после уплаты всех таможенных пошлин цена на нее превысит 70 тысяч долларов. А если привезти «Хаммер» полуразобранным в Калининград, это будет считаться лишь поставкой комплектующих, а не собранной машиной. По закону об особой экономической зоне, согласно которому и живет Калининград, пошлинами такие «машинокомплекты» не облагаются. И считаются «сделанными в России», о чем и свидетельствуют гордые надписи на всевозможных табличках. Цена на такой «отечественный» автомобиль колеблется от 55 до 60 тысяч долларов.

Роберт Луц заводит первый собранный «Хаммер», выезжает через ворота под вспышки фотокоров. Надо сказать, что поточного производства «Аш3» быть не может – каждая машина должна быть заказана дилером, сиречь – востребована покупателем. Цена, знаете ли, немалая!

Важные персоны отправляются торжественно разрезать красную ленточку. А журналисты в ожидании пресс-конференции наслаждаются песней все того же Фредди Меркьюри «Я люблю водить мой красный велосипед!»

70 ДОЛЛАРОВ В ЧАС ИЛИ 500 – В МЕСЯЦ?

Сегодня на двух предприятиях «Автотора» в Калининграде работают около 1500 человек. Получить работу на заводе – большое счастье для местных жителей. При том, что дисциплина здесь жесточайшая.

Дело в том, что сама зарплата у рабочего невысокая. Она составляет примерно 100–200 долларов в месяц. Дальше начинается самое интересное.

Никакого выполнения плана здесь нет и быть не может. Существует технологическая линия, где все операции производятся за строго определенное время.

Ну, скажем, нужно завернуть гайку восемь раз. Рабочий, вооружившись динамометрическим ключом, проворачивает ее ровно восемь раз. Если не довернет – ключ не отойдет, не отпустит. Если решит перекрутить разочек – ключ начнет проворачиваться. Словом, сломать ничего невозможно.

Но даже при таких хитрых для отечественной промышленности инструментах контроль за продукцией происходит на каждом этапе. И если на последнем этапе будет обнаружен брак, премии лишатся ВСЕ, кто собирал автомобиль. На первый раз. На второй раз ВСЕ будут лишены премии на полгода. Третьего раза на «Автоторе» не бывает.

Если же качество сборки будет соответствовать потребительской норме, ежемесячная премия составит до 400–800 долларов.

Результат такого жесткого контроля – официальное признание концерна «БМВ»: качество сборки машин 3-й и 5-й серий «БМВ» в Калининграде ВЫШЕ, чем на заводах в Баварии. То есть новые машины, продаваемые в России (а у нас продаются только калининградские «БМВ» 3-й и 5-й серий), лучше, чем немецкие.

– Средняя зарплата рабочего на «Автоторе» на сегодня составляет 500 долларов в месяц, – рассказывает глава «Автотора» Владимир Щербаков. – Если квалификация позволяет рабочему трудиться на сборке дорогих моделей класса «люкс», он получает прибавку 8–10 процентов. Предприятие берет на себя и ряд социальных обязательств перед работником…

Чистая правда – комплексный обед в «автоторовской» столовой стоит ДЕСЯТЬ российских рублей.

Надо сказать, что от желающих устроиться на завод в городе, где средняя заработная плата едва достигает 5 тысяч рублей, отбоя нет. Любопытно, что здесь не считают унизительным для себя трудиться люди с отнюдь не пролетарской косточкой. Одна из бригад целиком составлена из военных летчиков. Армия их выкинула на улицу, капиталисты сделали работягами. Бригадирит бывший полковник, командир расформированного летного отряда. Рабочими у него – офицеры его бывшего подразделения. Иностранные менеджеры на «летную» бригаду не нарадуются: дисциплина, взаимовыручка, четкость в исполнении. А главное – отсутствие столь привычной для русских рабочих тяги. Нет, не к пьянству – к модернизации и попытке усовершенствования своего производства. В серийном производстве автомобилей «кулибинщина» может привести только к беде.

И вроде бы все хорошо. Чистые рабочие чистыми руками собирают чисто американские джипы. «Хаммер Аш3», можно сказать, продукт конверсии – третья гражданская версия армейского вездехода, бороздящего сегодня пустыни Ирака. Собирается на бывшем оборонном предприятии бывшими русскими военными.

В конце торжества я все-таки не удержался от вопроса господину Луцу: «А сколько получают рабочие на сборке «Хаммера Аш3» в США?» Капиталист взял паузу, порылся в складках памяти и ответил:

– Около 70 долларов… В ЧАС…

ЧУЖОГО НАМ НЕ НАДО

В начале сотрудничества с «Автотором» концерн «БМВ» предлагал за свой счет восстановить королевский замок прусских монархов в центре Калининграда. Он был построен в XVII веке, а взорван в конце 60-х прошлого века. Российская сторона отказалась от предложения баварцев.

СДЕЛАНО В КАЛИНИНГРАДЕ

Этой весной на «Автоторе» началась промышленная сборка автомобилей линейки «Дженерал моторс-Дэу», которые продаются у нас под маркой «Шевроле». Речь идет о четырех моделях: «Шевроле-Авео», «Лацетти», «Эванда» и «Реццо».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Родная газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.