Белорусский экспорт под вопросом

Все новости по теме: Калининградский транзит
Калининградские морские порты не являются приоритетными направлениями для белорусских грузов. К такому выводу можно придти после изучения последней инструкции руководства Белорусской железной дороги, предписывающей согласовывать перевозки грузов массой не менее 3 тыс. тонн. На данный момент через Калининград проходит всего 2% от общего белорусского экспорта. Несмотря на договоренность, достигнутую летом прошлого года между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко о перевалке 1 млн тонн калийных удобрений, увеличения объема белорусского экспорта, проходящего через Калининград, не наблюдается.

Через Калининградские морские порты ежегодно проходит несколько млн тонн грузов. В основном это российские грузы, зарубежные товары чаще проходят транзитом. Через порты региона проходят преимущественно черные и цветные металлы, зерно, удобрения, контейнеры, целлюлоза и бумага, а также минерально-строительные материалы.
Перевалкой грузов морским путем в Калининградской области занимаются два порта – Калининградский морской рыбный порт и Калининградский морской торговый порт.
На сегодняшний день КМТП является одним из самых надежных предприятий Калининградской области. Грузооборот по сравнению с 1999 годом вырос на 72% и продолжает увеличиваться. Среди направлений инвестиционной деятельности основными приоритетами за последнее время являлись капитальные вложения в перегрузочное оборудование, строительство складских помещений и объектов производственной инфраструктуры, на что было направлено примерно 85% чистой прибыли порта. За март 2006 года порт переработал 281 тыс. тонн экспортного груза и 91 тыс. тонн импортного.
У порта имеется прямое соглашение с министерством путей и сообщения РФ на экспедирование грузов по железной дороге. Также имеются прямые договора между портом и администрациями железных дорог Белоруссии и Литвы.
Белоруссия является ведущим экспортером калийных удобрений через морские порты. Всего Беларусь ежегодно перевозит морским транспортом 16–17 млн.т. внешнеторговых грузов, из них 5,5 млн. тонн минеральных удобрений. В том числе через порт Вентспилс – 59% грузов, Клайпеда – 21%, Николаев – 18%, Калининград – 2%.
Ещё в прошлом году главы России и Белоруссии договорились об увеличении перевалки калийных удобрений через калининградские порты на 1 млн. тонн в год. Однако для Белоруссии такие условия оказались невыгодными. Главным сдерживающим фактором в реализации проекта стали высокие тарифы на перевозку грузов из Белоруссии, установленные Литовской железной дорогой. Власти Калининградской области предлагали равномерно распределить поток белорусских грузов между Вентспилсом и Клайпедой, чтобы таким образом способствовать снижению литовских тарифов на белорусские грузы, идущие в направлении российского эксклава. Но никаких сдвигов в этом вопросе не произошло.
Накануне Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси утвердило инструкцию о порядке согласования схем перевозки белорусских внешнеторговых грузов через морские порты. От нововведения руководство Калининградского морского порта ждет положительных изменений, хотя прогнозировать увеличение потока белорусских грузов через Калининград не спешит. «Пока говорить о каких-то положительных сдвигах рано, а прогнозировать рост товарооборота сложно. Однако мы будем надеяться, что постановление Белорусских властей положительно повлияет на объем грузопотока», - заявил коммерческий директор транспортной компании «Терминал гмб» Юрий Желяев.
В соответствии с инструкцией о порядке перевозки белорусских грузов, согласованию подлежат схемы перевозки через морские порты грузов в объеме не менее 3 тыс. тонн. Это означает, что Калининградские порты подпадают под действие этой схемы.
Подводя итог, отметим, что пока непонятно, каким образом новое распоряжение министерства путей и сообщения Белоруссии повлияет на экспортный грузопоток этой страны через калининградские порты и принесет ли оно вообще какие-либо ощутимые изменения. Тем не менее, руководители портов региона все же не теряют оптимизма и надеются, что нововведение придаст очередной толчок для развития портовой промышленности.
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.