Прошел месяц с начала действия закона об Особой экономической зоне в Калининградской области

Все новости по теме: ОЭЗ
Вступивший в силу 1 апреля Закон об Особой экономической зоне в Калининградской области предоставил потенциальным инвесторам серьезные льготы, но в то же время заставил понервничать некоторых уже работающих здесь предпринимателей.

По закону об ОЭЗ, например, калининградские перевозчики для осуществления международных перевозок из Европы на основную территорию РФ обязаны растаможивать свои транспортные средства "на Россию" - с оплатой таможенных платежей. Это, в свою очередь, делает их небольшие предприятия нерентабельными и вообще исключает возможность существования в регионе подобного бизнеса. По словам руководителя администрации Особой экономической зоны и министра экономики правительства Калининградской области Феликса Лапина, проблема транспортников будет решена в самое ближайшее время в рамках Таможенного кодекса, который предусматривает полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин отдельных категорий товаров. В их перечень и планируется включить грузовые машины перевозчиков, зарегистрированных в области.

Сложнее с калининградскими мясопереработчиками. В конце прошлого года по распоряжению правительства был введен запрет на беспошлинный ввоз на основную территорию России изготовленного в области фарша на основе импортного сырья. Дело в том, что значительная часть местных предприятий под видом переработанной продукции зачастую поставляет "на большую землю" тот же импорт и при этом не платит таможенных пошлин. Правительственное постановление от 31 марта еще раз подтвердило, что производство фарша в особой зоне не отвечает критериям глубокой переработки. Чтобы разрешить проблему, в минэкономразвития подготовили проект постановления, предусматривающего квотирование льготного вывоза фарша из мяса птицы на остальную таможенную территорию РФ. Льготами по новому документу смогут воспользоваться те переработчики, которые будут инвестировать средства в оборудование и технологии, позволяющие проводить более глубокую переработку сырья, а в последующем - перепрофилироваться на выпуск мясоколбасных изделий. Помимо этого, деньги им необходимо будет вложить и в производство местного сырья. Однако, по мнению калининградских фаршевиков, новый документ вызывает вопросы. Какую квоту определит федеральный центр Калининграду? И сколько времени понадобится фаршевикам, чтобы переквалифицироваться в колбасников? По словам руководителя одного из калининградских предприятий Дмитрия Урвачева, переход к глубокой переработке займет не год и не два. Ведь закупленное высокотехнологичное оборудование для производства фарша невозможно перепрофилировать, нужно приобретать новые линии.

Одновременно самый западный регион прощается с некоторыми давними льготами, существование которых признано неоправданным. На прошлой неделе в Калининграде прошел последний аукцион, касающийся дешевых иномарок - 8 тысяч квот на ввоз в режиме свободной таможенной зоны иностранных легковых автомобилей. После этого по новым правилам желающие ввезти в регион иномарки должны полностью перечислять все необходимые таможенные платежи, что удорожает конечную стоимость автомобиля в два-три раза.

И все же, несмотря на некоторые шероховатости, возникшие в первые дни функционирования новой Особой экономической зоны, областные власти оптимистично смотрят в будущее. Правительство Калининградской области утвердило форму инвестиционной декларации резидента ОЭЗ, а также организовало временную рабочую группу по разработке комментариев и разъяснений к отдельным статьям закона.

В Калининграде ждут инвесторов - будущих резидентов ОЭЗ. Как уверяет Феликс Лапин, интересующихся много. Однако пока никто не явился с инвестиционной декларацией в администрацию особой зоны. Возможно, потому, что за короткий срок действия нового закона предприниматели не успели определиться, по каким правилам им жить: то ли вкладывать в какое-либо производство или услуги как минимум 150 миллионов рублей инвестиций и получать налоговые льготы, то ли продолжать беспошлинно ввозить в регион импорт и потихоньку наращивать производственную базу. Режим ввоза товаров в режиме свободной таможенной зоны продлен новым законом еще на 10 лет всем калининградским компаниям, зарегистрированным еще в старой зоне.

Пока в качестве потенциальных резидентов зоны можно назвать известное калининградское автосборочное предприятие, где в этом месяце начали собирать еще одну марку - американский внедорожник "Хаммер 3", и совместную российско-хорватскую компанию по производству куриных полуфабрикатов, которая летом этого года начнет строить в области новый завод - инвестиции в этот проект составят 200 миллионов долларов. К слову, эта сумма гораздо больше минимальной стоимости инвестиционного проекта (150 миллионов рублей), указанной в законе об ОЭЗ, при которой инвестор может получить статус резидента.
Источник: Российская газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.