Российским грузам закрыли путь в Калининград

Российские и литовские железные дороги оказались на пороге тарифной войны. В пятницу Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") повысили тарифы на транзит в Калининград нефти и черных металлов. В результате цены на бензин в Калининградской области, и без того самые высокие в России, вырастут минимум на 7%. А порты российского анклава потеряют большую часть грузов. В Литве не скрывают, что добиваются от России снижения цен на перевозки в свои порты. Но российские перевозчики уверены: их грузы Литва все равно не получит.

Глава литовского транспортного ведомства Валериус Пономаревас, комментируя РИА "Новости" решение Lietuvos gelezinkeliai (LtG) поднять тарифы на транзит металлов и нефти, подчеркнул: "Мы обязаны заботиться об эффективной работе Клайпедского порта". По его словам, с российской стороны уже существует "тарифная дискриминация" в отношении портов Литвы, из-за чего стоимость перевозок некоторых грузов в Калининград ниже, чем в литовские порты. В чем конкретно выражается эта дискриминация, литовский министр не сообщил. От официальных комментариев по тарифной теме отказались в пятницу и в порту Клайпеды.

Отметим, что тариф на перевозку по железным дорогам экспортной нефти или зерна в порт действительно ниже, чем при перевозках через сухопутные пограничные переходы. Грузы в Калининградскую область идут через погранпереходы на литовской границе. Начальник департамента транспортного развития Калининградской области Николай Рябичко заявил "Известиям", что регион страдает от этого не меньше Литвы. "Прейскурант предусматривает значительные скидки при доставке груза на расстояния свыше 1000 км, - говорит Николай Рябичко. - Однако для нашей области подобные расстояния нехарактерны, так как доставка грузов происходит, как правило, из близлежащих областей через территорию Белоруссии и Литвы, которые не включены в это тарифное расстояние. Такое положение привело к увеличению тарифов на перевозки на 60%". Только на перевозках древесины, завозимой для обеспечения работы двух ЦБК, область теряет около $ 20 млн. Отмена внутренних преференций и неурегулированность транзитных взаимоотношений с соседями поставили на грань разорения и элеватор Калининградского порта. В 2003 году порт обработал 211 тыс. тонн зерна, за семь месяцев этого года - всего 40 тонн. Причем в выигрыше прежде всего литовские порты - стоимость доставки тонны зерна из Казахстана до Клайпеды составляет $41, 8, до Риги $40.7, а до Калининграда - $42, 25.

Повышение тарифов на транзит нефти грозит анклаву и его портам новыми потерями. Начальник управления экономики Калининградской области Виталий Жданов сообщил "Известиям", что в области ожидают роста цен на нефтепродукты уже в сентябре на 7-8%. При этом цена на топливо в регионе и так самая высокая в России, литр дизельного топлива стоит 12 рублей.

Отметим, что Литва не впервые ужесточает правила транзита грузов в Калининград через свою территорию. С 1 мая Литва стала членом Евросоюза, на ее территории стали действовать новые правила фитосанитарного и ветеринарного контроля и запреты на перевозки некоторых видов минеральных удобрений. Повысились на 25% ставки оплаты за ветеринарный контроль транзитных грузов, увеличились до трех суток нормативы простоя грузовых поездов на погранпереходах.

Минтранс и руководство ОАО "РЖД" пока никак не прореагировали на новые транзитные ограничения со стороны Литвы. Глава работающей в Калининграде транспортной компании "ТрансВест" Сергей Солодов считает, что "Литва решилась откровенно попытаться переориентировать грузы в сторону своего порта. Но это топорный способ. Все, чего добьются литовские чиновники, - снижение грузопотока на калининградском направлении. Грузы, направляемые через калининградские порты в Европу, будут перерабатываться в Санкт-Петербурге или Выборге, но только не в Литве". По оценке администрации Калининградской области, транспортная изоляция региона только в 2003 году обошлась ему в $240 млн. дополнительных расходов. С учетом повышения цен на бензин эти расходы вырастут как минимум вдвое.
Источник: Финансовые Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.