Порт наращивает объемы

По итогам международной конференции «Порт Калининграда: возможности и потенциал развития самого западного порта России», прошедшей 25 апреля, стало ясно, что рост контейнерных перевозок в Калининградской области превзошел самые оптимистичные прогнозы. Одной из причин этого стало введение закона «Об Особой экономической зоне», однако вступление России в ВТО заставит работать порты Калининграда по унифицированным европейским тарифам.

В международной конференции «Порт Калининграда: возможности и потенциал развития самого западного порта России» приняли участие представители Министерства транспорта России, правительства Калининградской области, РЖД, ФГУП «Росморпорт», руководители транспортных, судоходных, экспедиторских компаний, осуществляющих перевалку грузов через калининградский порт. Основной темой обсуждения в ходе конференции стал феномен небывалого роста контейнерных перевозок в Калининградской области.
По статистике, ежегодный рост перевозок в мире составляет 10-15 %. Что касается калининградских портов, то здесь показатель увеличения перевалки контейнеров на порядок выше – 40-50 %, сообщил генеральный директор ООО «Морской Агент «Дело» Владимир Лавренчук. Ежегодное увеличение объемов перевалки контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте TEU уже стало для калининградских перевозчиков привычным, однако такого резкого скачка не ожидал никто. В 2004 году только на базе Калининградского морского торгового порта обработано около 72,5 тыс. TEU’s, за 2005 год – 112,5 тыс. TEU’s.
По словам начальника отдела внешнеэкономических связей Калининградского морского торгового порта Натальи Поздняковой, интенсификация контейнерных перевозок связана прежде всего с развитием промышленности. В свою очередь, министр промышленности Калининградской области Николай Власенко в беседе с корреспондентом «Западной России» заявил в связи с наметившимся ростом контейнерных перевозок, что «перед регионом открываются хорошие перспективы, поскольку область могла бы стать крупным транзитным узлом, тем более что пропускную способность железной дороги можно увеличить вдвое». Кроме того, Наталья Позднякова отметила, что проблем с железнодорожным транзитом не будет, поскольку высокие тарифы не позволяют увеличить объем перевозок других грузов по железной дороге. Кроме того, она считает, что «будут вестись переговоры с соседними республиками, в перспективе – стыковка с Транссибирской магистралью».
Увеличение контейнерных перевозок, безусловно, принесет портам Калининградской области и бюджету региона дополнительную прибыль, однако у вопроса существует и отрицательная сторона. По словам заместителя председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Сергея Шишкарева, одной из причин роста контейнерных перевозок послужила новая редакция закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Однако согласно правилам вступления во Всемирную Торговую Организацию, свободных экономических зон быть не должно. «Вступление России в ВТО лишит возможности таких нетарифных методов давления, и мы будем вынуждены работать по унифицированным тарифам, а значит, придется договариваться с сопредельными странами», – заявил Сергей Шишкарев.
Для того чтобы в дальнейшем избежать оттока иностранных контейнерных перевозчиков и ускорить переговорный процесс с сопредельными странами, сегодня обсуждается законопроект о свободных портовых экономических зонах. По мнению депутата, основная идея закона состоит в создании дополнительных конкурентных преимуществ для увеличения транспортных потоков.
В рамках конференции состоялась презентация «Калининградской стивидорной компании», крупнейшего в Калининградской области контейнерного терминала. Стоит отметить, что одним из партнеров КСК является морская контейнерная линия «Транс-Балтика Лайн», которая привела в регион таких крупных океанских перевозчиков, как MSC, CMA-CGM, Hamburg Sud, APL, COSCO, Hapag-Lloyd.
Несколько лет подряд линия Kursiu Linija, на которую замыкались несколько крупных океанских контейнерных перевозчиков – Maersk, MSC, Hamburg Sued, APL, – была монополистом по контейнерным перевозкам в российский эксклав. При этом самый крупный контейнерный перевозчик в мире Maersk контролировал более 60 % калининградского рынка. По словам Натальи Поздняковой, открытие новой контейнерной линии должно способствовать снижению цен, поскольку «Транс-Балтика Лайн» будет конкурировать с другими линиями, работающими на калининградском рынке.
Таким образом, калининградские контейнерные линии сейчас переживают благоприятный период роста объемов перевалки. Сегодня важно создать все условия для стимулирования такого роста и в перспективе все же договориться с соседними странами о снижении тарифов на перевалку контейнеров по железной дороге.
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.