Без шума и пыли Литва вышла на уровень производства 1990г

Все новости по теме: Соседи

Литва не имеет емкого внутреннего рынка, не богата природными ресурсами и не является источником высоких технологий. Многие политики-глобалисты полагают, что с такими стартовыми условиями любая страна обречена.

Между тем без особого надрыва и политического шума Литва вышла на уровень производства 1990г. В прошлом году ВВП страны составил 70,76 млн. литов (около $26 млрд.). Стране понадобилось 15 лет, чтобы оправиться от структурного шока. Делать ставку на крупные госпредприятия в качестве локомотивов роста литовцы не стали. Не было у них гигантов советского масштаба, а если и были, то шансы из выживания без свободного доступа к рынку России были нулевыми. Поэтому власти решили либерализовать экономику, создать современное государство права и позволить людям самим выбирать сферы инвестирования.

Литовцы успешно интегрируются в производственно-сбытовые цепочки ТНК, четко уяснив, что до 80% мировой торговли происходит в рамках ассоциированных друг с другом компаний. Конкурировать с ними, тем более бросать им вызов, не имея широкой сети сервиса, сбыта или продвижения, - это как Моське лаять на слона.

СПРАВКА «БелГазеты». Примеров успешного сотрудничества литовских компаний с лидерами мирового рынка масса. Так, группа мебельных предприятий SBA baldu grupe, входящая в один из крупнейших концернов Литвы SBA, давно сотрудничает со шведской группой Ikea, производя для нее продукции более чем на $110 млн. в год. В 2005г. объем продаж SBA baldu grupe вырос на 14,4%; в I квартале 2006г. экспорт вырос почти на треть.SBA экспортирует более 95% производимой продукции в страны ЕС, США, Россию и Японию.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ МЕККА

При полностью частном гостиничном секторе и туристической инфраструктуре Литва превращает туризм в эффективный способ зарабатывания и создания яркого PR своей стране. В 2005г. гостиничный сектор принял 1,33 млн. гостей - на 18,4% больше, чем в 2004г. Больше половины их них - иностранцы.

СПРАВКА «БелГазеты». Наибольший рост туризма в 2005г. зафиксирован в Друскининкае (38,7%) и Паланге (19%). Чаще других в Литву приезжали немцы (20%), поляки (14%), россияне (6,2%), латыши (6%). Гостиницы Вильнюса приняли 500 тыс. гостей - на 19,4% больше, чем годом раньше. Средняя заполняемость гостиниц выросла с 45,2% до 51%. Рост в секторе сельского туризма составил 51%. Услуги предоставляли 382 усадьбы.

Бурный рост туризма, стремительное развитие инфраструктуры привлекает серьезных инвесторов. Например, компанию Bouygues Batiment International, принадлежащую французскому концерну по строительству и недвижимости Bouygues с оборотом в 2005г. в 767 млн. евро. Компания специализируется на строительстве домов, дорогих отелей, торговых центров, больниц и т.д.

Низкобюджетные авиакомпании Wizz Ai и Ryanair начнут летать в Варшаву, Париж, Ливерпуль, Дортмунд, Малме-Копенгаген, Лондон и Стокгольм. Цена билета до Лондона и Стокгольма - от 9,99 до 19,99 евро в одну сторону, не считая налогов и сборов. Компания Wizz Air стала лидером на этом сегменте рынка в Польше и Венгрии. Ее новые самолеты Airbus A 320 уже соединяют 17 аэропортов.

В Тракайском районе близ известного замка один австралийский бизнесмен планирует построить самый современный в Восточной Европе ипподром. Планируемый объем инвестиций - свыше 200 млн. евро. Его будет реализовывать совместное предприятие Baltijos hipodromai. Инвестор планирует арендовать у государства землю (454 га) на 99 лет. Первый этап проекта планируется завершить в 2007г. (98,5 млн. евро), второй (104 млн. евро) - начать в 2010-м и завершить в течение 5 лет. Спортцентр будет рассчитан на 1 тыс. лошадей. В комплексе предусмотрены тренировочные дорожки, школа жокеев, тренеров и судей, пункт продажи лошадей, центр развлечений, гостиница на 100 мест, магазины, рестораны и, конечно, тотализатор. Проект создаст более 1 тыс. новых рабочих мест. Инвесторы планируют ежегодно получать около 130 млн. евро дохода.

«ТОЧКИ РОСТА» ПО-ЛИТОВСКИ

Литовцы включились в активную конкурентную борьбу с латышами и россиянами за перевалку грузов через свои порты. В середине 90-х порт Клайпеды работал только с мазутом. После реконструкции ассортимент расширился более чем до 10 позиций. Сейчас на территории резервуарного парка создаются два крупнейших в Литве универсальных (для мазута, нефти и дизтоплива) хранилища по 32250 куб. м каждое. Инвестиции составляют $13 млн. За четыре последних года Klaipedos nafta погасило кредитов более чем на $80 млн., направленных на модернизацию.

Крупнейшая грузовая компания порта KLASCO в прошлом году увеличила оборот на 19%. Рост идет в первую очередь за счет контейнерных перевозок. В два раза увеличился экспорт (до 1,3 млн. т) удобрений.

В сентябре 2006г. компания DFDS Transport заканчивает строительство терминала в Вильнюсе - это будет самый крупный и современный логистической центр страны - площадь 10 тыс. кв. м, плюс 2 тыс. кв. м административных площадей, расположенных на территории в 6,4 га. Объем инвестиции - свыше $10 млн. В 2006г. DFDS Transport планирует увеличить оборот на 10% - до $20 млн.

Начал оживать некогда мощный Рокишский завод сельхозмашин. В прошлом году он продал продукции на $1,3 млн. Рост объема продаж в 2006г. планируется на уровне 30%. В 2005г. литовцы продавали машины в Данию (21% экспорта) и Финляндию (12%). С учетом того, что страны Балтии и другие члены ЕС постоянно пользуются сельхозсубсидиями из Брюсселя, вполне возможно, что литовцы смогут завоевать определенную нишу на рынке.

Гордость литовцев - известный белорусским шоперам «Акрополис». В начале года три литовских банка выдали Vilniaus Akropolis 185,35 млн. евро на 9 лет - крупнейших кредит, который когда-либо выдавался в Литве. Ресурсы пойдут на строительство офисного здания вблизи гипермаркета, а также на строительство подобных заведений в Каунасе и Клайпеде.

Пример успешного регионального развития и удачных российских инвестиций в Литву (предприятие принадлежит концерну «Еврохим») - кедайняйский химкомбинат Lifosa. В начале века Lifosa пребывало на грани банкротства, но с приходом «Еврохима» в 2001г. на предприятие пошло российское сырье, что на фоне роста спроса на удобрения позволило предприятию пройти быстрый курс реанимации. В 2005г. оборот вырос на 22,4%, прибыль - в 6,4 раза и составила около 14,5 млн. евро.

Ренессанс переживает и известный производитель холодильников Snaige, выпускающий шесть классов изделий с номенклатурой почти 65 наименований. Около 93% изделий экспортируются в 35 стран мира, главным образом в Западную, Центральную и Восточную Европу. Стратегическая ориентация Snaige - потребители со средним достатком. Литовцы не делают холодильники за $5-7 тыс., как General Electric, LG или Mielle. На европейском рынке их конкуренты - Bosch&Siemens, Electrolux, Zanussi, Candy и Indesit. Уровень брака на Snaige - менее 1%, изделия сертифицированы ISO 9001 и ISO 14000. В 2006г. Snaige появилось во всех крупных торговых сетях России. Построив за год в Калининграде крупный цех, литовцы вошли на выгодный восточный рынок. Литовцы планируют продавать в России до 350 тыс. изделий. Для сравнения: мощность алитусского предприятия - 600-700 тыс. холодильников, и в 2006г. оно уже занимает 4% российского рынка.

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ СТРАНЫ

С 1 июля 2006г. минимальная месячная зарплата в Литве составит 600 литов (около $215) и снижается подоходный налог с граждан - с 33% до 27%. По данным статорганов Литвы, минимальную ЗП получают около 20% населения страны.

В 2006г. население страны оставило 3,4 млн. человек, что на 22,1 тыс. меньше, чем в начале 2005г. Литовцы чаще всего уезжают в Британию, Ирландию, США, Германию и Россию. С 1990г. страну покинуло более 334 тыс. человек.

Опасность для страны в том, что эмигрирует в основном молодежь трудоспособного возраста. По предварительным данным Eurostat, в 2005г. только в пяти государствах - членах ЕС сальдо миграции на 1000 человек было отрицательным: в Литве (-2,6), Нидерландах (-1,2), в Латвии (-0,5), Эстонии (-0,3) и Польше (-0,3).

Для борьбы с безработицей и эмиграцией власти активизировали реформу рынка труда. С 2002г. по 2005г. доля молодежи в возрасте до 25 лет в структуре рабочей силы сократилась на 3,3%, а доля граждан старше 55 лет увеличилась на 11,6%. Борьбе с безработицей мешает низкая мобильность рабочей силы. Правительство получило более 10 млн. евро из Брюсселя на переподготовку безработных и развитие системы информации о рынке труда. Обучающимся безработным планируется выплачивать стипендию, а для привлечения на работу выпускников профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений власти планируют выплачивать компенсации для работодателей. В случае трудоустройства вдалеке от дома работающему будут компенсироваться расходы на поездку и проживание в размере 0,5 минимальной месячной зарплаты за один месяц. Бывшие безработные, учредившие микропредприятие, получат субсидию, если в течение 36 месяцев после регистрации предприятия они трудоустроят двух безработных.

ЛИТВА В ЦИФРАХ

Население - 3,586 млн. Возрастная структура: 0-14 лет - 15,5%, 15-64 года - 69,1%, 65 лет и старше - 15,5%. Продолжительность жизни при рождении – 74,2 года.

ВВП по ППС в 2005г. - $50,12 млрд., ВВП по официальному обменному курсу - $23,48, ВВП на душу населения по ППС - $13,900.

Секторальная структура ВВП: сельское хозяйство – 5,7%, промышленность – 32,4%, услуги - 62%. Рабочая сила - 1,61 млн. Занятость рабочей силы: сельское хозяйство - 20%, промышленность - 30%, услуги - 50%. Инвестиции в основной капитал - 22,1% ВВП.

Бюджет: доходы - $8,43 млрд., расходы - $9,1 млрд. Госдолг - 21,4% ВВП. Основные сельхозпродукты: зерно, картофель, сахарная свекла, лен, овощи, молочные продукты, яйца, рыба. Основные секторы промышленности: металлообрабатывающие станки, инструменты, моторы, телевизоры, холодильники, переработка нефти, мебель, текстиль, пищевая промышленность, оптическое оборудование.

Экспорт - $10,95 млрд., импорт - $13,33 млрд. Основные экспортные товары: минеральные продукты (23%), текстиль и одежда (16%), машины и оборудование (11%), продукты химии (6%), деревообработка (- 5%), продукты питания (5%). Основные экспортные партнеры: Германия (10,2%), Латвия (10,2%), Россия (9,3%), Франция (6,3%), Британия (5,3%), Швеция (5,1%), Эстония (5%), Польша (4,8%), Голландия (4,8%).

Основные импортные позиции: минеральные продукты, машины и оборудование, транспортные средства, продукты химии, текстиль и одежда, металлы. Основные партнеры по импорту: Россия (23,1%), Германия (16,7%), Польша (7,7%), Голландия (4%, 2004г.).

Число мобильных телефонов - 3,5 млн. Число интернет-хостов - 136 тыс., число интернет-пользователей - 968 тыс. Торговый флот - 48 кораблей, порт Клайпеда.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: БелГазета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.