«Мозги».«Продано!»: как проходил аукцион по продаже янтаря в Светлогорске

Все новости по теме: Янтарь

В субботу, спустя год после проведения первых публичных торгов по продаже янтаря, завершившихся для некоторых участников многомиллионными убытками и инфарктами, «Калининградский янтарный комбинат» вновь организовал открытый аукцион по продаже уникальных «солнечных камней» и обычных микс-лотов. «Новый Калининград.Ru» побывал на этих почти идеальных торгах, которые в итоге оказались почти никому не нужны.

Не прошло и года

Открытый аукцион по продаже уникальных янтарных камней по задумке организаторов должен был стать главным событием заключительного дня первого отраслевого форума. Если в четверг эксперты, переработчики и руководство «Калининградского янтарного комбината» дискутировали о перспективах развития отрасли, в пятницу — выслушивали мнение только что назначенного врио главы региона Антона Алиханова о криминальных и экономических реалиях добычи янтаря, то в субботу профильные компании должны были убедиться в намерениях монополиста проводить открытую политику по сбыту сырья.

Как и предполагал председатель совета директоров Янтарного комбината Виталий Мащицкий еще в мае этого года, сами торги прошли в главном зале «Янтарь-Холла». Сам театр эстрады и его главная сценическая площадка произвели на него тогда огромное впечатление.

Устроители торгов в октябре никого впечатлять или шокировать не собирались. Наоборот, процедура продажи должна была пройти как можно спокойнее и безопаснее. В этот день сохранность камней, начальная цена которых достигала 1,5 млн рублей, обеспечивали сотрудники «Спецсвязи» и охранники «Янтарь-Холла».

«Где ваш бейджик, что вы тут делаете, если не покажете, я могу вас и не пропустить!», — грозил гостям аукциона один из охранников. Однако в итоге все желающие смогли пройти к месту демонстрации и продажи янтарных самородков.

Правда, если бы вдруг гость оказался «правильным» и пришел, как было заявлено в программе форума, к 9 утра, то наткнулся бы на закрытые двери. Регистрация участников торгов началась только в 9:30, а сами торги стартовали с опозданием еще на 40 минут. За это время у представителей компаний-переработчиков была возможность еще раз увидеть воочию камни и уточнить информацию о процедуре проведения аукциона.

Китайские покупатели предпочли не просто осмотреть свои потенциальные приобретения, но и выслушать подробный рассказ об этих камнях из уст советника генерального директора Калининградского янтарного комбината Ивана Геращенко.

«Эти 26 уникальных камней мы возили в Гохран России на экспертизу. Все они получили высокую оценку и были допущены до продажи. Часть камней по своим характеристикам едва не дотянули до драгоценных, — пытался подчеркнуть важность и ценность лотов Геращенко. — Особенно мне нравится вот этот, этот и тот. Первый, и все с этим мнением сходятся, похож на мозги, второй камень примечателен тем, что у него одна из плоскостей очень ровная, его можно поставить, и тогда он похож на гору».

Передавала ли в своих пояснениях этот образный ряд переводчица с русского на китайский, мы вряд ли узнаем. Но в конечном итоге именно представители компании с участием китайского капитала купили тот самый первый лот: камень, похожий на мозги.

участники форума.jpg

Объявляется несостоявшимся

Всего в этот день участники торгов должны были разыграть 76 лотов. Претендентов на них, если сравнить с ажиотажем осени 2015 года, оказалось сравнительно немного. Если верить протоколу о допуске до участия в торгах, размещенному на сайте комбината, то в зале должны были присутствовать представители 12 компаний. Еще 4 юридических лица, в том числе и победители торгов, состоявшихся в октябре прошлого года, ООО «Дакар» и ООО «КТК», допущены не были.

Сами торги предусмотрительно были разделены на две тематические части. В первой разыгрывались те самые крупные янтарные образования весом свыше одного килограмма, а во второй — микс-лоты, состоящие из поделочных камней массой в 200–300 граммов. Каталог с их описанием и начальной ценой был размещен на сайте Янтарного комбината еще месяц назад. Претендентов на покупку камней представители компаний-переработчиков могли узнать только накануне, когда был опубликован протокол допуска.

«Никаких проблем с регистрацией у нас не возникло, с лотами были знакомы заранее. Это хорошо, потому что все были в равных условиях», — поделился своими впечатлениями перед началом торгов директор московской «Торговой Компании „Янтарь“» Константин Иванов.

Эта столичная компания, по словам ее директора, участвует не только в таких публичных торгах, но и в аукционах, проводимых на электронной бирже «Санкт-Петербург», регистрация на которой доступна каждому, кто умеет работать на персональном компьютере.

Для участия в торгах, проходивших в концертном зале «Янтарь-Холла», это умение было явно лишним. Достаточно было своевременно поднимать выданную на регистрацию табличку и внимательно слушать аукционистку Ларису Лапенкову.

Продажа уникальных янтарных самородков уже к 4 лоту растеряла всю интригу. Объявлялся номер лота, его технические характеристики и цена. «Янтарь представляет собой монолитный матовый кусок овально-выпуклой формы, связанной с условиями внутриствольного образования янтаря. Цвет красновато-коричневый., — монотонно вещала аукционистка. — Поверхность янтаря полностью покрыта окисленной корочкой, гладкая, с многочисленными глубокими раковинами. Образец добыт на Приморском месторождении янтаря в 2015 году. Габаритные размеры образца янтаря, мм: 180*135*60». Потом она называла начальную цену три раза и ударяла специальным молотком по верхней крышке обычной офисной стойки. «Аукцион по лоту объявляется несостоявшимся из-за отсутствия предложения от участников», — эту фразу Лариса Лапенкова в это субботнее утро произносила гораздо чаще, чем названия компаний, выигравших лот, и слово «Продано!». В тех торгах, которые удалось провести, победителем было одно и то же ООО «Ши Фан», имеющее китайский капитал.

Компания взяла большинство лотов первой части торгов после одного, максимум двух шагов аукциона. По одному лоту смогли выиграть ООО «Амбертина», ООО «Янтарная кладовая», ИП Ровный. Присутствовавший представитель дочернего предприятия «Янтарного комбината» исправно поднимал табличку только при перечислении компаний, подавших заявку на розыгрыш лота. В остальное время представитель АО «Янтарный Ювелирпром» выполнял роль статиста.

Продолжил ее выполнять он и после перерыва, когда концертный зал покинули 4 компании, заявившиеся на участие в торгах. Ушли с торгов еще в начале первой сессии и многие зрители, руководители компаний, занимающихся производством янтарных изделий. Так, например, уже после 3 лота потерял интерес к происходящему глава одной из таких компаний Владимир Дарвин. Поэтому микс-лоты, сформированные из небольших поделочных камней, разыгрывали между собой только «Торговая Компания "Янтарь"» и ИП Дорогина.

К 38 лоту интерес к торгам пропал и у этих переработчиков янтаря. Не помогло и изменение регламента проведения торгов. Победители лота подписывали протокол о покупке не сразу после оглашения результата, но в целом после подведения итогов по всем лотам. Это лишь ускорило приближение финала аукциона, который завершился на три часа раньше, чем планировалось.

камни, лот.jpg

Позрелищнее бы

«Торги для нас прошли неплохо. Часть лотов, за которыми пришли, мы упустили, часть взяли. По организации… Могли бы сделать их более зрелищными. Например, вывести на экран изображение продаваемого камня, группы камней. Это было бы более наглядно и интересно. Так, в целом, это интересная практика», — заметил руководитель ООО «Торговая Компания "Янтарь"» Константин Иванов. Несмотря на интерес и активное участие в торгах его компания смогла выиграть только после того, как зал покинули янтарщики из Китая.

Представители других предприятий и участников торгов и вовсе отказались от каких-либо комментариев по итогам прошедшего в Светлогорске аукциона.

О количественных, финансовых итогах аукциона его организаторы также не захотели разговаривать в с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru. «По участникам, по реализованным лотам вряд ли сейчас вам что-то расскажу. На следующей неделе, скорее всего, мы подготовим официальный пресс-релиз, из него все узнаете», — рассказала глава службы информации и связей с общественностью Янтарного комбината Анна Манахова.

Прошедший аукцион не был в приоритете среди разговоров участников выставки янтарной продукции, проходившей в холле театра эстрады. Это выглядело по крайней мере странным. Еще в мае на выставке «Янтур» генеральные директора мастерских и обрабатывающих производств только и говорили о нехватке сырья для производства украшений, возможном закрытии предприятий и тяжелейшем кризисе в отрасли. В эту субботу они больше говорили о падении добычи на Янтарном комбинате, сокращении спроса на продукцию и новых рынках сбыта, которые позволят оставаться на плаву.

Фото — Виталий Невар, Станислав Пахотин, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.