Вагон слов Беларусь : пообещала Калининграду удобрения

Все новости по теме: Калининградский транзит
На прошлой неделе в рамках дней Северо-Западного федерального округа РФ в очередной раз было заявлено о переориентации белорусских внешнеторговых грузов на Калининградский порт. В отличие от прошлого года, когда в планах стоял 1 млн. т, теперь речь идет обо всем объеме белорусских экспортных грузов, которые перевозятся морским транспортом, - 16 млн. т.

Как сообщил в минувший понедельник на конференции «Деловые и инвестиционные возможности Северо-Запада» премьер Сергей Сидорский, Беларусь намерена сосредоточить в Калининградском порту перевалку всего объема белорусских калийных удобрений, лесо-, металло- и других грузов. Главная проблема - литовские железнодорожные тарифы, которые делают поставки через Калининград менее выгодными, чем через Клайпеду.

В начале апреля начальник отдела маркетинговых исследований БЖД Александр Евсюк еще раз напомнил, что транспортировка белорусских калийных удобрений через Калининградский морской порт в 2006г. будет экономически нецелесообразной. В интервью «Интерфаксу» он сообщил, что уровень затрат по доставке 1 т калийных удобрений, включая железнодорожную перевозку, перевалку и фрахт, через Калининград в среднем на $6 дороже, чем через Клайпеду. Более того, ставка перевалки в Калининграде дороже на $1-2: «Разница в затратах между Калининградом и Клайпедой получается несоизмеримой, и вопрос о том, за чей счет она будет покрываться, остается открытым. Понятно, что ни белорусский бюджет, ни БКК, ни «Беларуськалий» этих дополнительных затрат по транспортировке нести не согласны».

Не готова взять на себя эти затраты и российская сторона. Поэтому в течение почти года, прошедшего после встречи российского и белорусского президентов в Завидово, где Путин и Лукашенко договорились переориентировать белорусские грузы в российский анклав, стороны пытаются добиться от Литвы снижения тарифов на железнодорожные перевозки. «Беларусь и Россия будут совместно отстаивать единую политику в области транспортного коридора, - подчеркнул Сидорский. - Эту стратегию мы выровняем в ближайшее время, чтобы было выгодно работать нашим субъектам хозяйствования в этом порту».

По мнению министра экономики правительства Калининградской области Феликса Лапина, вопросы портовых сборов и тарифов - это технические моменты, которые могут быть легко урегулированы.

Однако практика последних месяцев демонстрирует обратное. Литовская сторона также работает над обеспечением загрузки собственных портов, в первую очередь Клайпедского, где белорусские поставки занимают четвертую часть всего грузооборота. Для этого Беларуси были предложены выгодные тарифы на транспортировку и перевалку, однако с условием увеличения поставок однородных грузов. Литва вложила слишком много средств в модернизацию своего порта, чтобы сейчас легко поделиться наработанными связями с российскими товарищами. А те в свою очередь лишь обещают решить технические вопросы и нарастить мощности, если будут подтверждены объемы перевалки. «Если этот вопрос будет урегулирован, в порту будет проведена работа по решению технических аспектов обеспечения перевалки белорусских экспортных грузов», - сказал Лапин.

Большая политика снова вмешивается в экономику, причем методами, сравнимыми с кампанией по устранению посредников при экспорте калийных удобрений. Как известно, с начала года эксклюзивным правом поставок белорусских удобрений обладает БКК, однако работа ее менеджеров привела к тому, что экспорт продукции «Беларуськалия» в I квартале сократился на треть, комбинат вынужден остановить два рудоуправления, и до настоящего времени нет контракта с крупнейшим покупателем - Китаем.

В недавнем интервью «Российской газете» гендиректор российского «Сильвинита» Петр Кондрашов отметил, что итогов переговоров сотрудников БКК с китайскими потребителями, которые длятся уже более шести месяцев, ждут все мировые производители калийных удобрений: «Из-за отсутствия контрактов с Китаем многие производители остановили отгрузки на этот рынок и несут потери. К сожалению, менеджеры БКК не достигли планируемых результатов и на бразильском рынке, где цены пошли вниз по сравнению с прошлым годом. А когда цены падают, без крайней необходимости покупатели закупки производить не будут в ожидании дальнейшего снижения цен. Будет внятная политика на рынке - будут расти объемы производства и цены».

Между тем «Сильвинит», сохранивший право продажи своей продукции за МКК, за I квартал смог более чем на 7% увеличить продажи хлористого калия, не потеряв при этом в цене. Белорусские власти, напротив, лишились возможности играть на повышение, а теперь ради соблюдения интересов союзника намереваются выбрать более дорогую логистическую схему. «Калининградский порт нам интересен. Он принадлежит нашему политическому и экономическому партнеру, и мы будем выбирать того оператора, который нам выгоден», - заявил Сидорский.

СПРАВКА «БелГазеты». В январе-марте 2006г. объем железнодорожных перевозок в Калининградском направлении увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2005г. на 10,9% - до 810,6 тыс.т. По итогам 2005г. через порт Вентспилс перевозится 59% белорусских грузов, через Клайпеду - 21%, через Николаев - 18%, через Калининград - 2%. Беларусь экспортирует водным путем более 6 млн. т калийных удобрений в год.
Источник: БелГазета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.