Деньги на ветер

Недавно президент России Владимир Путин заявил, что страна испытывает дефицит электроэнергии, сопоставимый с пятипроцентной потерей ВВП. Впрочем, Калининградской области это, похоже, не касается. Как сообщили в пресс-службе ОАО «Янтарьэнерго», регион вырабатывает достаточное количество электроэнергии. Несмотря на это, от предложения Датского энергетического агентства об инвестировании 9 млн крон (около 36 млн рублей) в строительство на территории области второго ветропарка отказываться не стали.

Ветропарк в районе поселка Куликово был запущен в 2002 г. в рамках эксперимента Министерства энергетики по внедрению ветровых электростанций в России. Поводом для создания парка стало подписание в середине 1990-х годов соглашения между Минтопэнерго и Министерством экологии и энергетики Дании о содействии природоохранным энергетическим проектам.
Как известно, ветряные электростанции наиболее экологически чистые. На тот момент ветропарк в Калининградской области был единственным в России. Строительство осуществлялось также за счет датчан. Поэтому РАО «ЕЭС России» проект обошелся всего в 34 млн рублей – российские компании финансировали только монтаж оборудования. Киловатт установленной мощности при таких условиях стоит $200, а себестоимость электроэнергии – 18 копеек за киловатт в час. В то же время в Европе средняя коммерческая стоимость киловатта установленной мощности ветроэнергетических установок составляет от $1000 до $1200, что в полтора раза выше этого показателя для обычных ТЭЦ.
Тем не менее, у сравнительно дешевых и экологически чистых ветропарков есть и недостатки. Самый большой из них – недостаток мощности. Ветропарк в Куликово насчитывает 21 ветроэнергетическую установку на площади около 20 гектаров. Его суммарная мощность – 5,1 МВт. Парк может обеспечивать электричеством 145 квартир, что составляет менее одного процента потребляемой регионом энергии. Если строить ветропарк, способный покрыть хотя бы 5 % расходов электроэнергии региона, то площадь, которую будут занимать установки, составит более 100 гектаров.
Второй недостаток – это нестабильность. При скорости ветра менее 5 м/с ветряная установка отключается и пребывает в режиме ожидания, не вырабатывая энергию. Кроме того, установки не приспособлены к работе при низких температурах, а зимой потребление регионом энергии только увеличивается. В1998 году в Куликово была поставлена первая абсолютно новая ветряная установка мощностью в 600 кВт, которая большую часть времени простаивала.
Необходимость строительства ветропарков – вопрос спорный. Тем более что, по словам начальника пресс-службы ОАО «Янтарьэнерго», энергетического дефицита в регионе нет, как нет и острой необходимости в поиске альтернативных источников электроэнергии. Впрочем, калининградские энергетики проявили интерес к предложению датских коллег. Главное, чтобы строительство ветряных электростанций оправдало коммерческие издержки. Тем более что ветропарки соответствую любым, даже самым жестким, экологическим требованиям.
В вопросе строительства ветряных электростанций дочерняя компания РАО «ЕЭС России» ОАО «Янтарьэнерго» с момента открытия ветропарка в Куликово заметно продвинулась вперед. Так, в январе этого года на ветропарке была запущена автоматизированная система учета. Теперь информацию о мощности, выдаваемой ветряными установками, специалисты «Янтарьэнерго» смогут получать дистанционно.
Итоги 15-летней работы в рамках российско-датского проекта по энергосбережению были подведены на семинаре в Светлогорске. Помимо ветропарка в Куликово, совместным российско-датским проектом стало создание системы водо- и теплоснабжения в Гусеве. По мнению датских энергетиков, пятнадцатилетнее сотрудничество с Калининградской областью – это только первый шаг и основа для будущих проектов. «Мы будем активно поддерживать связь с Калининградским центром энергосбережения. Также мы хотим построить еще один ветропарк, изучается возможность установки его на море. Сейчас Датское агентство ищет инвесторов для финансирования этого проекта», – заявила представитель Датского энергетического агентства в Калининграде Ула Вестергард.
Необходимость в привлечении капитала появилась у датских производителей ветроустановок после прекращения государственного дотирования. Финансовое обеспечение калининградского проекта велось в основном за счет грантов, предоставленных той же Данией. Вероятно, низкая мощность ветряных электростанций стала основной причиной приостановки финансирования. Впрочем, вопрос строительства второй электростанции, по словам Татьяны Борщенковой, остается открытым. Датское энергетическое агентство еще не решило, окупится ли проект, или строительство ветропарков так и останется экологически чистой, но не реализованной возможностью получения энергии без использования природных ресурсов – лишь за счет ветра.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Западная Россия

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.