Таможенный нажим на перевозчиков

Все новости по теме: Калининградский транзит
В минувший понедельник руководство регионального отделения Ассоциации международных перевозчиков пригласило к себе журналистов. Темой встречи стал конфликт между калининградскими перевозчиками и таможенниками пункта пропуска "Невельский", что в Великих Луках Псковской области.

Устная договорённость оказалась непрочной

Во второй половине мая таможенники начали задерживать автопоезда с областной растаможкой, следующие по направлению С.-Петербург-Калининград. Действовали государевы слуги согласно новой редакции закона об ОЭЗ: на этом транспорте сегодня нельзя осуществлять грузовые перевозки по маршрутам Европа-Россия, минуя Калининградскую область. Протестуя против этого, члены АСМАП накануне вступления в силу закона об ОЭЗ организовали акцию протеста. В результате перевозчики заручились личной поддержкой губернатора области Георгия Бооса, который пообещал решить этот вопрос. На уровне руководства ФТС была достигнута устная договорённость о том, что наши машины таможенники не будут задерживать в течение определённого срока. Кроме того, по мнению членов АСМАП, существующие нормативные акты позволяют "областному" грузовому транспорту продолжать возить грузы в прежнем режиме.

С первыми проблемами на таможне перевозчики столкнулись 19 мая этого года, когда работники пункта "Невельский" неожиданно арестовали сразу 18 автопоездов, растаможенных на Калининградскую область. К 5 июня задержанный транспорт всё ещё находился на СВХ, но точное его количество уже никто не мог назвать, ведь аресты продолжались.

Закон, что дышло

По мнению руководства АСМАП, конфликт стал возможен потому, что конкретные работники российской таможни и начальники пропускных пунктов не руководствуются в работе чёткими, недвусмысленными инструкциями, которые для них так и не потрудилось написать вышестоящее руководство. Напротив, они вынуждены действовать согласно часто противоречащим друг другу текстам разных законов - Таможенного кодекса и Закона об ОЭЗ, трактуя их по-своему. В то же время калининградские международные перевозчики, которые в данный момент продолжают осуществлять свою деятельность в режиме, имевшем место до вступления в силу нового закона об ОЭЗ, считают, что действуют правомерно.

Накануне вступления в силу нового закона об ОЭЗ руководство ФТС подписало письмо "О применении положений закона об ОЭЗ в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Этот документ предписывает таможне, во-первых, воспринимать транспортное средство, как товар, и во-вторых, пропуская его через границу, руководствоваться положениями письма ГТК от 2002 года. А последнее, что любопытно, подтверждает льготу для растаможенных на область машин, которую как раз и отменяет новый закон об ОЭЗ. Речь идёт об особых записях в ПТС и таможенных декларациях.

Не удивительно, что от всего этого у сотрудника таможенного пункта и его начальника голова идёт кругом. В результате ситуация развивается по следующему сценарию. Таможенник читает в водительском удостоверении запись: "Помещение под таможенный режим СТЗ в Калининградской области. Использование в РФ вне Калининградской области только при перевозке из/в Калининградской области с разрешения таможни". Страж порядка обращает внимание именно на последние слова и принимает решение: "Не пускать!"

Бои на рубежах?

Очевидно, что именно так и случилось на невельском посту. У водителя, перевозившего груз на тягаче с прицепом, который принадлежит ООО "Калининградоргтехника", таможенники отобрали все документы и заявили, что на следующий день автопоезд арестуют, а груз попросят поместить в другое транспортное средство. Утром технику вместе с грузом отогнали на СВХ, при этом товар забрать не разрешили. Водитель "кукует" рядом с машиной, охраняя хозяйское добро, и боится даже отойти перекусить.

По словам председателя регионального отделения АСМАП Алексея Егорова, 19 мая, когда начались проблемы, асмаповцы дозвонились до начальника невельского поста, и тот честно признался, что пока не до конца понимает текст нового закона об ОЭЗ.

Руководство АСМАП выразило опасение, что такие проблемы могут возникнуть повсеместно на всех пунктах по направлению Калининград-С.-Петербург. Нарушение, которое инкриминируется в этом случае задержанным водителям, - якобы недостоверное декларирование груза. В этом случае техника отгоняется на СВХ, и специалисты оценивают её стоимость для того, чтобы таможня могла оштрафовать фирму на 1/3 этой суммы. Напрасно теряется время, деньги, хозяевам фур грозят выплата неустоек и потеря контрактов.

Любопытно, что на злополучном посту все водители фур с калининградскими номерами так или иначе сталкиваются с проблемами. Руководитель ЧП Солдатова, например, рассказала о том, что в её парке нет автомобилей, растаможенных на область, все - на Россию. И тем не менее её сотрудника задержали на пять часов. Грозились разрезать ламинированные документы, чтобы убедиться... что они не поддельные.

Дальнобойщику, работающему в фирме члена АСМАП Николая Рыжинкова, псковские таможенники вообще заявили, что арестовывают всех, "кто незаконно едет на калининградских номерах". Грузовик другого асмаповца, Александра Ворошкевича, держали на границе целый месяц, чтобы якобы удостовериться, действительно ли груз соответствует декларации. В итоге - извинились и машину отпустили.

Частные конфликты между рядовыми работниками таможни и сотрудниками фирм-перевозчиков, отметил г-н Егоров, возникали и будут возникать и далее. Однако они всегда решались быстро и практически безболезненно. До сих пор достаточно было пары звонков вышестоящему таможенному начальству или властям той местности, где располагался пункт пропуска. Невельский же прецедент, очевидно, кому-то выгоден. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что в задержании водителей принимали участие бойцы ОМОНа.

Куда мы доедем?

Более 5500 калининградских большегрузов сейчас растаможены на область, из них 2500 принадлежат членам АСМАП, 3200 - другим фирмам. Дальнейшее грубое вмешательство в деятельность международных перевозчиков и всевозможные препоны, которые им чинят таможенники и законодатели, грозят переделом европейского рынка в транспортной сфере. В течение двух лет, по подсчётам асмаповцев, их места займут литовцы и поляки, которые находятся в более выгодном положении - у них нет проблем с растаможкой. Это означает потерю большого количества рабочих мест и налоговых отчислений в бюджет области. Перевозчики настроены решительно и с таким положением дел мириться не хотят. "Мы многие годы добивались того, что имеем: выгодные маршруты, контракты, деловой имидж. И теперь никому не удастся отнять у нас бизнес и поставить к станку!" - заявил Александр Ворошкевич.

Руководство АСМАП подало иск в облсуд и заявление в облпрокуратуру Псковской области, составило обращение в ФСБ, готово инициировать заседание фракции "Единой России", которую намерено использовать как рычаг в продвижении заветных поправок в закон об ОЭЗ.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.