В какой бухте "бросят якоря" фрегаты для Индии?

Еще не подписанный между Россией и Индией контракт на строительство в нашей стране для ВМФ Индии трех фрегатов серии 1135.6 уже успел наделать много шума.

Контракт на сумму 1,5-1,6 млрд. долларов предусматривает передачу индийским военно-морским силам в 2010-2011 годах трех кораблей, которые по сообщению информационного агентства «Интерфакс» с точки зрения размерности и мореходных характеристик практически ничем не будут отличаться от тех, что были построены и переданы ВМФ Индии в 2004 году. Изменения коснутся состава оборудования и вооружения фрегатов, которые предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения авиационных атак как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Скорость фрегата – до 30 узлов, дальность плавания – 4,8 тыс. миль, автономность плавания – 30 суток, экипаж – 193 человека. Главным его ударным оружием является противокорабельный ракетный комплекс «Club-N» («Клаб-Н»), разработанный и изготовляемый КБ «Новатор» (г. Екатеринбург).

Для борьбы с воздушными и морскими целями фрегат будет оснащен новейшим артиллерийским комплексом, в состав которого входят одноорудийная артиллерийская установка А-190Э калибра 100 мм и система управления стрельбой 5П-10Э «Пума».

По сообщению информационного агентства «Интерфакс» на сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка: при двусторонней подаче боеприпасов она производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии 20 километров.

На фрегате также установлена боевая информационно-управляющая система «Требование-М», обеспечивающая поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме, а также выдачу целеуказаний всем комплексам вооружения корабля. Предусмотрено на судне и базирование палубного вертолета Ка-28 или Ка-31.

Еще летом прошлого года Федеральное агентство по промышленности определило, что исполнителем заказа будет являться ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург), которое вместе с ОАО «Балтийский завод» входит в состав Объединенной промышленной корпорации – компании, управляющей промышленными активами АКБ «Межпромбанк» (контролируется членом Совета Федерации Сергеем Пугачевым).

Решение это было обосновано тем, что у питерских судостроителей уже есть богатый опыт строительства подобного рода кораблей, в том числе и по заказу ВМС Китая и Индии (напомним, что переданные этой стране в 2004 году фрегаты сошли со стапелей «Балтийского завода»).

Однако уже осенью минувшего года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (подконтрольна Министерству обороны РФ и осуществляет функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами) проводит через госкомиссию, занимающуюся определением исполнителя индийского заказа, другое решение. И еще не подписанный ни в то время, ни сегодня (можно сказать виртуальный) контракт между Россией и Индией был передан ОАО «Судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград). Предприятию, которое за последние шесть лет не построило ни одного подобного корабля и, ко всему прочему, находится на грани банкротства. Предприятию, размещение заказа на котором, по оценкам сначала экспертов Федерального агентства по промышленности, а затем и госкомиссии, обойдется в среднем на 200 млн. долларов дороже, чем на судостроительном заводе «Северная верфь».

Многие эксперты склонны объяснять такой маневр ФСВТС желанием надавить на Межпромбанк (а значит и на Сергея Пугачева), не согласившегося с предложением ФГУП «Рособоронэкспорт» о продаже государству на невыгодных для него условиях части акций ОАО «Балтийский  завод» и «Судостроительный завод «Северная верфь».

По информации «Коммерсанта», еще в июне 2005 года, после того, как под контроль АКБ «Межпромбанк» помимо ССЗ «Северная верфь» перешло и ОАО «Балтийский завод» (выкуплен у группы ИСТ), глава Роспрома Борис Алешин заявил о желании государства объединить активы в судостроении и создать государственно-частный холдинг. Его основой должны были стать «Северная верфь» и «Балтийский завод», а государственным вкладом – три конструкторских бюро из северной столицы: ФГУП «Северное КБ», ФГУП «ЦКБ «Алмаз» и ОАО «Невское КБ». При этом 51% акций нового холдинга принадлежали бы государству. По мнению «Коммерсанта», такое распределение долей наверняка не устроило Сергея Пугачева, поскольку три КБ по стоимости не сопоставимы с двумя крупнейшими в России частными верфями. Поэтому переговоры и застопорились. Мало того, у  «Межпромбанка» начались серьезные проблемы с госзаказами.

Подобная версия имеет право на существование. Но есть и еще одна немаловажная деталь, при  рассмотрении которой действия ФСВТС по передаче ССЗ «Янтарь» заказа на строительство трех фрегатов для ВМС Индии приобретут дополнительный оттенок.

Дело в том, что председателем совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Янтарь» 14 февраля нынешнего года избран Владимир Пахомов, работающий «по совместительству» заместителем генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», а членом совета директоров – заместитель директора Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству Михаил Петухов. Вот и выходит, что оба названных ведомства являются проводниками лоббистских интересов ССЗ «Янтарь».

Надо заметить, что ФГУП «Рособоронэкспорт», созданное в ноябре 2000 года Указом Президента РФ Владимира Путина как государственный посредник по экспорту и импорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, с 2002 года проводит активную экспансию в промышленную сферу ВПК. Для этого было учреждено ОАО «ОПК «Оборонпром».

В настоящее время это ОАО контролирует Московский вертолетный завод имени Миля, Улан-Уденский авиационный завод, Казанский вертолетный завод, «Роствертол» (Ростовский вертолетный завод), «Камов-холдинг» (в его состав входят камовское КБ, Кумертауский вертолетный и Арсеньевский авиастроительный заводы), московский машиностроительный завод «Вперед» и Ступинское машиностроительное производственное предприятие.

«Рособоронэкпорт» владеет также пакетами акций ОАО «ОКБ Сухого», компании «Оборонительные системы» (контролирующей КБ «Кунцево» и Московский радиотехнический завод (комплексы ПВО С-300).

Кроме того, у ФГУП «Рособоронэкспорт» есть свои интересы в ОАО «Мотовилихинские заводы» (артиллерийские системы и оборудование для нефтегазовой промышленности) и в ОАО «Завод имени Дегтярева» (стрелковое и ракетное оружие).

Эту своеобразную промышленную империю ФГУП «Рособоронэкспорт» решило пополнить судостроительными предприятиями. Тактика для достижения цели по российским меркам выбрана безотказная – лоббирование интересов одного предприятия и лишение госзаказа другого с тем, чтобы заставить Сергея Пугачева, контролирующего две крупнейшие в России частные верфи, быть более сговорчивым в вопросе создания государственно-частного судостроительного холдинга, который чиновники хотят организовать преимущественно для выполнения экспортных заказов.

В связи с этим хочется задать такой вопрос: неужели призывы к  развитию и укреплению в России частного сектора экономики, к поддержке отечественного бизнеса, с которыми периодически выступает Владимир Путин, стали для ряда ведомственных чиновников анахронизмом? И неужели правы оппозиционеры президента России, во всеуслышание заявляющие о том, что в стране идет период жесткого и излишнего администрирования, в том числе и в экономической сфере, где  в роли рейдеров начинает выступать непосредственно само государство?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Век

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.