Человек с волшебной книжечкой: как Алиханов иностранным инвесторам помогал

Антон Алиханов. Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Эпоха Антона Алиханова

В минувший четверг врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов в седьмой, по его словам, раз попал в Советск, увидел, как делают крабовые палочки, оттого подобрел и пообещал иностранным инвесторам много общего и почти ничего конкретного. За тем, чем отличается подход временного главы региона к общению с местными и с заезжими бизнесменами, следил корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Крабовые палочки и прочие изделия из сурими — изделия своеобразные, но довольно популярные в широких потребительских кругах. Особенно когда морепродукты настоящие вновь стали весьма дорогим деликатесом. Однако посещение завода по производству этих палочек может надолго изменить отношение к ним — картина не для слабонервных. С другой стороны, образ серой массы, превращающейся после прохождения длинного конвейера в изящные красно-белые продукты в этот день была вполне символична. Ведь врио губернатора Антону Алиханову после осмотра производства на заводе «Вичюняй Русь» в Советске предстояла встреча с представителями Ассоциации иностранных инвесторов. С инвестициями всё тоже как-то так — неясное нечто, неоформленный интерес бизнеса, белая (а иногда и серая) денежная масса, пройдя многократную обработку, в конце концов даёт на выходе полезный продукт. Ну или не даёт.

Осмотрев конвейеры и (возможно) попробовав результат, Алиханов присоединился к инвесторам в весьма скромных размеров конференц-зале предприятия. По правую руку от него сел бессменный президент ассоциации Стефано Влахович, по левую — врио вице-премьера Александр Шендерюк-Жидков, за всю встречу умудрившийся не сказать ничего внятного. Напротив них, на правах хозяев (предприятие с литовскими инвестициями производит почти 160 тыс тонн пищевой продукции в год и является одним из самых крупных производителей продуктов из сурими в мире) сели литовцы. Встреча была интересна ещё и сравнением с предыдущей дискуссией между временным главой региона и бизнес-сообществом. В конце прошлого года, встречаясь с членами Калининградской торгово-промышленной палаты, Алиханов вёл себя подчёркнуто холодно и равноудалённо, проблемы отмечал и запоминал, но бизнес не столько поддерживал, сколько критиковал. И ничего особенного уж точно не обещал. Было любопытно, сохранится ли этот стиль общения и в разговоре с иностранными инвесторами.

Начал Антон Алиханов вполне за здравие — с благодарностей в адрес членов ассоциации. «Хочу поблагодарить всех вас за то, что вы вкладываете в Калининградскую область, верите в нашу экономику, несмотря на сложности, которые периодически возникают, продолжаете свой бизнес и строите планы по расширению производства, увеличению количества рабочих мест и налоговому потенциалу», — заявил он инвесторам.

Сложности возникли тут же. Первым слово взял гендиректор «Вичюняй Русь» Юозас Бержонскис — и его интересовал один из самых важных для Советска вопросов, открытие нового погранперехода с Литвой под ласковым названием «Дубки», на 12-километровом обходе города. Ныне работающий переход расположен в центре города, что доставляет массу неудобств как советчанам, так и бизнесу, да и вообще не особо справляется с потоком грузов. Хороших новостей по этому поводу у Алиханова не было, но он бодрился: заявил, что Минтранс желает ещё потянуть время, но он, врио губернатора, приложит все силы, чтобы этого не допустить. Однако раньше 2018 года погранпереход, изначально планировавшийся к открытию ещё в 2015 году, не заработает. «Будем давить, продолжать, отстаивать позиции, чтобы это случилось скорее — тем более что с литовской стороны всё готово», — заявил Алиханов.


5.jpg2.jpg3.jpg4.jpg9.jpg8.jpg7.jpg 


Не менее интересный вопрос — паромное сообщение между Калининградом и питерским портом Усть-Луга. Тут тоже всё сложно. Как известно, два новых парома на линии «Балтийск-Усть-Луга» бодро проанонсировал весной прошлого года на заседании правительственной комиссии по развитию региона её глава и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Однако потом началось обычное российское безобразие: сначала оказалось, что построить 200-метровые паромы на заводе «Янтарь» невозможно, потом долго думали, что же делать — менять проект или находить новую верфь. Теперь, как выяснилось из ответа Антона Алиханова, возникла новая проблема: в существующем виде проект может конкурировать с существующей системой жд-перевозок лишь при условии субсидирования из бюджета. То есть, бюджет должен сначала профинансировать строительство двух судов (непонятно где), а затем — и их работу.

Однако в этот день Алиханов был весьма щедр и готов, казалось, субсидировать почти всё. «Мы готовы, возможно, частично перераспределить деньги с жд-тарифа на паромные переправы, нужно советоваться, насколько проблема острая, можем ли мы пожертвовать частью субсидии на жд-перевозки, чтобы сделать более привлекательным тариф на паром», — сообщил он инвесторам. И пообещал уже 25 января поднять вопрос злосчастных паромов вновь, на заседании у вице-премера Дмитрия Козака.

Не теряя времени, президент ассоциации Стефано Влахович попытался продвинуть давно разрабатываемый им лично проект эксплуатации на линии из Калининграда небольших контейнерных 90-метровых судов. Алиханов живо подхватил идею и сообщил, что этот проект могла бы взять на себя возглавляемая его бывшим подчинённым Владимиром Зарудным Корпорация развития Калининградской области. «Надо найти тех, кто будет заниматься этим как бизнесом. Или речь не о зарабатывании?» — уточнил он. «Речь в том числе и о заработке. Но это не наша работа», — ответил Влахович. «Представляю наш следующий разговор: не можете ли вы субсидировать убытки корпорации?» — улыбнулся Алиханов.

К теме субсидий за почти два часа встречи её участники обращались ещё не раз. Даже в вопросе сверхприбыльного свиноводства. Как сообщил Алиханову глава «Калининградского деликатеса» Аудрюс Каладжинскас, его предприятие работает лишь на 20 процентов мощности из-за нехватки сырья, стремительно сокращаются и рабочие места в этой сфере. Оригинальная причина тому понятна: контрсанкции лишили переработчиков свинины доступа к дешёвому зарубежному сырью. Между тем калининградские производители свинины чувствуют себя более чем неплохо — с рентабельностью до 70 процентов, но обеспечивать переработчиков пока не спешат. Те, в свою очередь, вынуждены покупать сырьё в других регионах России с переплатой в 30 процентов, да ещё и проверять его трижды на предмет африканской чумы свиней. «В итоге получается, что о развитии речь не идёт, а идёт о выживании», — подчеркнул Каладжинскас. «Зато в Калининграде нет АЧС», — оптимистично ответил Антон Алиханов. И задал вопрос с подвохом: стоит ли правительству субсидировать сверхприбыльные свинопроизводства чтобы, с одной стороны, быстрее создать базу сырья для переработчиков, но при этом «подогреть» их и без того высокую рентабельность? На это Каладжинскас ответил решительно и отрицательно — потому как, по его словам, свинопроизводство, особенно по сравнению с переработкой, создаёт очень мало рабочих мест. «Они имеют сверхприбыль, убивается переработка. Потом будете иметь много мяса, перерабатывать некому будет», — заявил глава «Калининградского деликатеса».

После встречи Антон Алиханов сообщил журналистам, что возможен некий компромиссный вариант, предполагающий трёхстороннее соглашение. По нему субсидии могут быть предоставлены производителям свинины, но лишь при условии сохранения определённого уровня цен для местных переработчиков. 

При этом согласиться с предположением журналистов о том, что производители и переработчики развиваются как-то разнонаправленно, врио губернатора не захотел. «Те мощности, которые создавались в предыдущие годы, полностью перекрывают потребности внутреннего потребления граждан. Но мясная переработка развивалась очень быстро и накопила огромные мощности, а сырьевой базы не создавалось годами, — заявил Алиханов. — Сейчас, на 2017-2019 год есть три крупных проекта по расширению сырьевой базы свинины. Другой вопрос — надо ли субсидировать предприятия, рентабельность которых доходит до 70 процентов». Ответить на этот вопрос, который он задал скорее сам себе, временный глава региона так и не смог — предложил проанализировать его детальнее.


12.jpg11.jpg10.jpg6.jpg13.jpg


Отвечая (уже в который раз) на вопрос о состоянии нового законопроекта о калининградской экономике, Антон Алиханов ничего особо нового сказать не смог. Среди тех позиций, которые вроде бы как согласованы в федеральном правительстве — снижение социальных платежей до 7 процентов, но лишь для резидентов ОЭЗ и при условии реально высоких зарплат на производствах, причём не «в среднем по больнице», а у всех сотрудников. Электронные визы, которые уже вводятся во Владивостоке. Возможность БФУ имени И.Канта привлекать иностранных преподавателей без дополнительного подтверждения их дипломов. Отмена утилизационного сбора для сельскохозяйственной и строительной техники. Снижение инвестиционного порога для входа в число резидентов ОЭЗ, включая рекордные 1 млн рублей для IT-бизнеса. И сокращение срока прохождения госэкспертизы проектов до 45 дней. «Ещё ряд инициатив не прошли», — констатировал Алиханов. Вероятно имея в виду смелую, но малоперспективную затею с отменой «внутреннего» НДС.

В какой-то момент врио губернатора увлёкся рассказом, в котором удивительным образом сочетались позиции «всё плохо» и «всё хорошо». Он то рассказывал о крайне сложной ситуации с наполнением бюджета. «Бюджет развития с такой налоговой базой создать почти невозможно», — сообщил он и пообещал создать в правительстве некое неформальное «казначейство», которое будет заниматься одним делом: попытками найти все возможные способы привлечения средств из федерального бюджета. 

«Но "вытаскивать" нужно под что-то», — подчеркнул он и перешёл к агрессивной рекламе созданных и создаваемых промплощадок, в первую очередь в Черняховске и Храброво. «Ноль налог на прибыль, ноль налог на имущество, ноль — на землю, снижение соцвзносов, инвестпорог всего 50 млн рублей или меньше если айтишники, бесплатное подключение к газу и воде… — перечислял блага Алиханов. — Что ещё дать? Своих денег? Больше — только самому заняться бизнесом!»

Однако сам врио губернатора, как известно, на протяжении всех 30 лет своей жизни предпочитает предпринимательству государственное управление. Тем не менее, встреча Антона Алиханова с Ассоциацией иностранных инвесторов прошла в куда более тёплой обстановке, нежели разговор с калининградскими предпринимателями, входящими в местную торгово-промышленную палату — тогда, в конце декабря, Алиханов аргументировал крайне жёстко, регулярно ставил региональный бизнес на место и вообще всем своим видом показывал, что он не доллар и всем нравиться не намерен. На нынешней встрече, кроме ряда глобальных проблем, развязывание которых предполагает системные меры и федеральные телодвижения, врио губернатора пообещал решить или хотя бы проработать целую кучу мелких неурядиц вроде невнятного списка зон с особым режимом посещения иностранцами или трёхдневного срока для оформления пропуска в правительство зарубежными гражданами даже с видом на жительство в России. 

Отдельно участники встречи коснулись темы идентификации производимой в регионе продукции — хотя Алиханов и сказал, что объем жалоб на сложности в этом «несопоставим с реальностью», но всё же пообещал принять конкретные меры. В частности — послать неких сотрудников правительства, чтобы те прошли своими чиновничьими ногами весь путь продукции, от начала её производства до погрузки уже идентифицированного и получившего все необходимые документы товара на отправку в «большую» Россию. «Мне бы хотелось, чтобы наши специалисты прошли "от и до" и проверили, где реальность не совпадает с регламентирующими документами», — сказал Алиханов.

«Проблемы, конечно, есть, но все приятно удивлены тем, что они решаются, — заявил по итогам встречи председатель Ассоциации иностранных инвесторов Стефано Влахович. — У Антона Андреевича есть волшебная книжечка, он записывает в неё вопросы, и у всех ощущение, что уже на 50 процентов вопрос решён». В общем, на иностранных инвесторов Алиханов произвёл куда более позитивное впечатление, чем на отечественных. Хотя, возможно, всё дело в том, что он просто очень любит крабовые палочки.

Текст, фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

Комментарии к новости

Что осталось по наследству

Главный редактор «Нового Калининграда» Денис Туголуков о крахе надежд в отношении «Балтики».