"Автотор" лишится преференций?

Все новости по теме: Автопром
Группа компаний "Автотор", занимающаяся сборкой в Калининграде автомобилей компаний BMW, «General Motors» и ряда других автопроизводителей, заявляет о возможном закрытии производства и сворачивании инвестиционных проектов в области в связи с действиями правительства, направленными на реализацию вступившего в силу 1 апреля 2006 года закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Конфликт переместился в Госдуму, где на "круглом столе" обсуждали последствия запланированных нововведений.

Дело в том, что согласно новому закону "Об особой экономической зоне в Калининградской области" налоговыми преимуществами ОЭЗ, в частности, льготными ставками налогов на прибыль и имущество, могут пользоваться только новые резиденты ОЭЗ, при условии, что их капитальные вложения в производство составят не менее 150 млн руб. за три года. Для уже существующих в регионе производств, которые до 1 апреля 2006 года работали по старому закону о Калининградской ОЭЗ, принятому в 1996 году, предусмотрен 10-летний переходный период, в течение которого они могут работать по старому законодательству. В частности, пользоваться освобождением от таможенных пошлин на ввоз комплектующих.

Такой льготой пользовался и "Автотор", который из этих самых беспошлинных комплектующих собирал импортные автомобили. В прошлом году компания выпустила более 2 тыс. автомобилей марки BMW (в 2006 году запланировано почти 4 тыс.), 161 «Hummer» (план на 2006 год - более 400), на 2006 год намечен выпуск более 9 тыс. автомобилей «Chevrolet» компании GMDAT (Корея).

По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты, председателя совета директоров группы компаний "Автотор" Владимира Щербакова, уже после вступления в силу нового закона об ОЭЗ в Калининградской области были подписаны новые контракты с BMW и GM на $180 млн - все были уверены в том, что переходные положения, позволяющие компании сохранить таможенную льготу, будут действовать ещё 10 лет. В разработке инвестиционные проекты на суммы, превышающие $200 млн.

Однако, скорее всего, этим планам не суждено сбыться. Более того, Владимир Щербаков предрекает сворачивание сборочного производства в регионе. Виной всему МЭРТ, предложившее уточнить "Перечень простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточности переработки товаров, происходящих с территории ОЭЗ в Калининградской области" (перечень утверждается постановлением правительства). Суть - все сборочные операции, осуществляемые калининградскими автосборщиками, впредь признаются "простыми", а значит, никакими таможенными льготами они пользоваться не могут и исключаются из режима ОЭЗ Калининградской области. "Получается, что превращение окрашенного кузова в готовый автомобиль не будет считаться существенным изменением состояния комплектующих. Такого абсурда нет ни в одной стране мира", - недоумевал Владимир Щербаков.

В ответ замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров заявил, что удивляться нечему. По его словам, правительство заинтересовано в том, чтобы конкурентные преимущества калининградских автосборщиков не задевали интересы других автопроизводителей. "Есть намерения создать совместное производство с "Ниссаном" и "Фольксвагеном". Мы не хотим, чтобы они ушли в Калининградскую область и занимались бы там простой сборкой на льготных условиях", - пояснил он.

Дело в том, что эти автосборочные проекты, в отличие от калининградского, реализуются на условиях так называемой промышленной сборки, предусматривающей, что в России должны находиться сварочно-покрасочные цехи компаний, а также оговаривается переход за 5 лет на использование в производстве 40% российских комплектующих. Если эти условия выполняются, компании получают право беспошлинного ввоза комплектующих. И.Матеров порекомендовал переориентировать калининградские проекты на условия "промышленной сборки" и продолжать пользоваться льготами, но уже не в рамках ОЭЗ. "Правительство не может не беспокоить возможность недобросовестной конкуренции. Мы не можем позволить, чтобы из-за Калининградской области остальные граждане России несли убытки или теряли бизнес", - поддержала его директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Галина Баландина.

Впрочем, очевидно, что выполнить условия "промышленных сборщиков" "Автотору" будет нелегко. Ведь существенную часть в производстве завода занимают модели класса «люкс», наладить выпуск которых в России непросто. В самом деле, представить себе мелкоузловую сборку и локализацию у нас в стране производства такого «штучного» товара, как «Хаммеры» или «Кадиллаки», невозможно. Это на сегодня - задача практически невыполнимая. Так что не исключено, что если чиновники насильственно изменят порядок работы «Автотора», ему придётся отказаться от сборки дорогих автомобилей.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.