Черная дыра цвета янтаря

Все новости по теме: ОЭЗ

Не правы те, кто думает, будто черные дыры существуют исключительно в космосе. В экономике таких дыр не меньше, а размеры их — уж точно — неизмеримо больше.
     Взять, например, самый западный регион страны: Калининградскую область. Уже десять лет здесь преспокойно существует масштабная черная дыра, в которой бесследно исчезают бюджетные деньги. По минимальным подсчетам, за это время в калининградской дыре растворилось больше трех миллиардов долларов.
     Самое поразительное, что прореху эту никто латать и не собирается. Даже наоборот...
    
     Свободные экономические зоны, как, впрочем, и офшорные, стали появляться в России с середины 90-х годов. Создавались они под вполне благовидным предлогом: якобы снижение налогов и таможенных пошлин способно резко поднять экономику отдельно взятого региона.
     Подобные зоны создавались в Калмыкии, Ингушетии, на Алтае и даже в Байконуре.
     Но на поверку, однако, оказалось, что вреда от таких экспериментов куда больше, чем пользы. Предприимчивые дельцы, пользуясь прорехами в законодательстве, уводили от налогообложения и акцизов огромные суммы. Тысячи созданных в свободных зонах компаний в действительности работали совсем в других регионах.
     При первом же приближении выяснилось, например, что практически вся башкирская нефтепереработка ведется предприятиями, зарегистрированными в Байконуре. По такой схеме за несколько лет казна недополучила как минимум 18 миллиардов рублей.
     Калининградская черная дыра, она же особая экономическая зона, — из этого же разряда. Это не только самая западная дыра России, но и самая живучая. Если большинство других зон, в конце концов, со скандалами почили в бозе, то калининградская — лишь увеличила свои обороты.
     Немного истории: особая экономическая зона (ОЭЗ) появилась в Калининграде 10 лет назад, когда президент Ельцин подписал соответствующий закон.
     Отныне весь ввозимый в регион импорт освобождался от таможенных пошлин. Эта льгота распространялась и на местную продукцию, произведенную с использованием иностранных комплектующих.
     Иными словами, если собранный в любом другом регионе телевизор с импортным кинескопом облагался таможенным оброком, то такой же точно телевизор из Калининграда можно было вывозить за пределы области совершенно бесплатно.
     Наверное, сама по себе идея эта была разумной и здравой. Калининградская область действительно единственный в России анклав, не имеющих общих границ с остальной территорией. Со всех сторон ее окружают иностранные государства, и это, понятно, накладывает особый отпечаток на местную экономику.
     Однако, как обычно у нас и бывает, даже самую благую идею несложно довести до абсурда.
     Проведенная в прошлом году проверка Счетной палаты выявила жуткие цифры. Оказалось, что за первые девять лет существования зоны местные производители получили льгот более чем на 120 миллиардов рублей. Эти деньги должны были бы пойти на развитие региона, вернуться в виде инвестиций, но абсолютное большинство сэкономленных средств бесследно рассосались в пространстве. Из 120 миллиардов в область пришла лишь четвертая часть. Налоговых платежей в бюджеты всех уровней поступило и того меньше: порядка 30 миллиардов.
     Неудивительно, что прирост валового регионального продукта — основной показатель экономического развития — за девять лет составил всего 43,8 миллиарда (в три раза меньше полученных преференций).
     Такая же история и с новыми рабочими местами, которые-де должны были появляться по мере развития ОЭЗ. Официальные цифры гласят, что на основных “облагодетельствованных” предприятиях — ЗАО “Автотор” (сборка автомобилей) и ООО “Телебалт” (сборка телевизоров) — создано лишь 434 предприятия, хотя полученные ими преференции в пять раз превысили собственные инвестиции, а на их долю приходится 40% всего поступающего в регион импорта.
     И это при том, что каждый третий российский телевизор собирается в Калининграде. При том, что на полную мощность запущен автомобильный конвейер, а почти тринадцать процентов всей потребляемой в стране курятины ввозится с Балтики.
     О курятине, впрочем, разговор особый. Как известно, в России действуют строгие правила, ограничивающие ввоз импортного мяса: так называемые квоты, защищающие отечественного производителя.
     Однако для Калининградской зоны было сделано исключение. “Залетевшая” в этот регион заграничная курятина уходила в Россию сверх всяких квот. Правда, с одним условием: ее должны были в Калининграде переработать, сиречь из обычной тушки создать какой-нибудь продукт — например, котлеты де-воляй.
     По данным Минэкономразвития, в 2004 году через Калининградскую область в страну было сверх квот завезено 134 тысячи тонн мяса домашней птицы. Недополученные таможенные платежи и налоги составили около 35 миллионов рублей.
     Если верить документам, вся эта птица — преимущественно курятина — подверглась в Калининграде детальной переработке. Но Счетная палата установила совсем другое.
     Вся переработка, как правило, ограничивалась лишь одной-единственной несложной операцией: тушки разрубались на несколько частей и посыпались солью с перцем. А для того чтобы добавленная стоимость цыплят возрастала (по закону она должна достигать не менее 30% от цены товара), ее попросту безнадежно завышали.
     Порубка одного окорочка вставала, например, в 11 рублей. Щепотка бледной приправы, посыпанной на филе грудки, оценивалась уже в 28 целковых.
     Вообще на моей практике это первый случай, когда коммерсанты не занижают свои затраты, а, наоборот, безбожно накручивают. Впрочем, игра стоила свеч. Без этих манипуляций они лишились бы права ввозить мясо сверх квоты, да еще и без уплаты таможенных платежей и налогов.
     Особое усердие в деле разрубания и посыпания демонстрировала фирма “Продукты питания Калининграда”. В последние годы на ее долю приходилось от сорока до пятидесяти процентов всей поступающей в регион свободной экономической курятины. По самым приблизительным подсчетам, владельцы фирмы — кстати, граждане дружественной Хорватии — заработали около 40 миллионов долларов: это только на недоплаченных налогах и пошлинах и только за три последних года.
     Между тем, по заключению Счетной палаты, никакого отношения к переработке товара операции их не имели и, следовательно, от податей освобождаться были не должны.
     Еще более интересные вещи вскрылись в декабре прошлого года. Оказалось, что хорватские куроцапы настолько расслабились, что перестали даже изображать видимость хоть какой-то работы. Вскрытые на Балтийской таможне пришедшие к ним контейнеры полностью состояли уже из готовых куриных окорочков, хотя задекларированы были как “задние половинки тушек цыплят”. По факту контрабанды возбуждено четыре дела, но сути это ничуть не меняет.
     И дело даже не в том, что ООО “Продукты питания Калининграда” как работало, так и работает. Просто, несмотря на все перечисленные выше факты и уплывшие от казны миллиарды, никому и в голову не приходит заткнуть наконец эту черную дыру. Напротив, совсем недавно был принят федеральный закон, который пролонгировал существование Калининградской особой экономической зоны еще на 10 лет. По оценкам экспертов, это позволит местным (а точнее, зарегистрированным в Калининграде) предприятиям получить где-то 450 миллиардов преференций.
     Некоторые выводы, впрочем, сделаны все же были. Из перечня сборочных операций, не подпадающих под действие закона, были выведены пять простейших манипуляций. В их числе — изготовление сахарных сиропов, склейка ковров и разделка мяса.
     Хорошо хоть так, только радоваться еще рано. Нам доподлинно известно, что в правительстве всерьез идет разговор о сокращении этого черного списка. Уже подготовлен проект нового постановления Фрадкова, из которого разрубание и посыпание тушек будет, например, исключено.
     Почему это происходит и кто лоббирует такое решение — объяснять, думаю, не надо. Цифры говорят сами за себя.
     Уж больно вкусная в Калининграде курятина...
    

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Московский комсомолец

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.